?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Агат

Агат - это полудрагоценный камень, очень распространен в мире и известен многим культурам уже более 6000 лет.


Происхождение агатов до сих пор окончательно не выяснено. Существуют разные теории происхождения как самих агатовых жеод, так и тонкой полосчатости халцедоновых слоёв в агатах. Предполагается, что агаты медленно формировались в условиях, обеспечивающих протекание периодических процессов, связанных либо с диффузией истинных растворов и их пересыщением, либо с раскристаллизацией гелей кремнезёма, либо с полимеризацией кремнезёма при образовании халцедона. Зоны агатов могут иметь толщину до 1,5 мкм.



Агат — это разновидность кварца. Он очень разнообразен по своему внешнему виду. Чаще всего агат имеет характерные полосы, по которым его можно безошибочно отличить от других камней. Границы слоев у него иногда четкие, иногда еле заметные, а слои могут быть разных оттенков одного цвета или разных цветов (например, с оранжевой полосой сердолика между типичными для агата серыми полосами).



Чем необычнее и ярче рисунок камня, чем эффектнее выглядят включения (особенно аметиста и горного хрусталя) и чем четче границы слоев, тем выше его качество и стоимость.


У каждого вида агата есть свое название, например сардоникс, карнеол-сардоникс, нерахитовый оникс, арабский оникс, бастионный агат, дендритовый камень, ласточник, совиный глаз. По цвету слоев, образуемому ими рисунку, расположению и виду включений и другим  очень разнообразным признакам, выделяют многочисленные разновидности агата, хотя шведский химик И. Валлериус еще в 1747 г. отмечал, что перечислить их невозможно, и считал, что в этом нет необходимости. Но всё же по рисунку и окраске выделяют:
- переливт – при волокнистом очертании слоев,
- моховой – с включениями зеленого хлорита,
- бастионный,
- ленточный,
- огненный,
- пейзажный.



Относят агат к полудрагоценным – декоративным, поделочным цветным камням. Некоторые исследователи отмечают, что ценность его в том, что он, как никакой другой камень, рождает ощущение только что приостановившейся жизни минералов. Кажется, что в глубинах мерцающий кристаллами жеоды агата, словно в пещере, длится их таинственный свет.


Плиний Старший – древнеримский ученый - рассказывает об агате, который принадлежал Пирру, царю Эпира, что в нём можно было увидеть "девять муз и Аполлона со своей лирой, правдиво изображенных, но не художником, не человеческими руками, а самой природой…"



На пластинах агата можно увидеть самые разнообразные фигуры и  картины – море с низкими тучами, полуразрушенные башни и зубчатые стены древней крепости... На монгольских агатах – холмы пустыни неожиданно расцветающие, словно розы, алыми пятнами, на серо-белых агатах видна холодная нежность северных белых ночей.


Находят агаты в виде миндалин, жил, желваков и других образований. Агатовые месторождения связаны с вулканическими лавами и туфами. Скопления этого самоцвета есть на Урале, Закавказье и Дальнем Востоке в России, Бразилии, США, Индии, Великобритании, Норвегии, Мадагаскаре, Мексике, Чехии, Словакии, Монголии и др. странах.



История агата включает множество древних стран, где он был популярным поделочным камнем; Междуречье, Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция, Персия, Индия и другие. В древности из агата изготавливали украшения, домашнюю утварь, печати, шкатулки, флаконы, сувениры и прочее.


Чаша. Древний Рим эпохи поздней Империи - чаша. 1588 - оправа. Агат, мрамор, золото, эмаль. Музей серебра, Палаццо Питти

Существует несколько версий возникновения названия этого минерала. Например, некоторые ученые считают, что название «агат» произошло от греч. abates - счастливый. Другие утверждают, что минерал получил название от сицилийской реки Ахатес, в которой его добывали в древности.


Именно агаты применяли и в глиптике - искусстве резьбы по камню, в котором высокого мастерства люди достигли еще во втором тысячелетии до нашей эры. С того времени сохранились удивительные образцы такого уникального творчества, которые и сейчас можно увидеть в музейных собраниях и частных коллекциях. Это и древние вавилонские печати со скарабеями, львами и сфинксами, броши и перстни с плоской или чуть выпуклой формой огранки.


Александр и Олимпиада. III век до н.э. Сардоникс. Флоренция, Нац. археологический музей.

Среди коллекционеров очень ценятся греческие и римские геммы из многоцветного агата. Искусно снятый мастером верхний слой камня подчеркивал изысканную резьбу, которая еще более эффектно смотрелась на фоне следующего слоя другого цвета. Вершиной глиптики стало изготовление камей.


Император, приносящий жертву Надежде (камея). II-IV век н.э. Оникс, металл, позолота. Флоренция, Нац. археологический музей.
Камея 1 века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса.
Камея с изображением императора Августа. 9 -12 вв. Двухслойный оникс. 19 × 23 cm.

Кстати, камеями принято называть резные камни с изображением, исполненным в рельефе. В изысканных камеях рельеф подчеркивался игрой ярких тонов и их нюансов. Варьируя толщину белого слоя агата так, чтобы сквозь него просвечивал темный нижний слой, мастер мог добиться иллюзии светотеневой моделировки.


Камея, 12 век; оправа - конец 16 века. Агат, золото, жемчуг.


Многие королевские дома Европы обладали огромными коллекциями гемм и камей. Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н.э. в устье Нила Александром Македонским. Отсюда происходят самые ранние, прославленные геммы древности.

Камея "Александр Македонский"


Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла. Представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных. Эта техника напоминает резьбу камей из многослойных поделочных камней. Предположительно изготовлена в Риме между 30 и 20 годами до н. э.

Агат очень любили и в средневековье. Он считался камнем, приносящим удачу и вызывающим на своего владельца Божью милость. Церковные иконы, алтари, литургические сосуды и епископские регалии средневековья украшаются агатами.


Панагия с изображением Богородицы XIV век.
Камея, 12 век; оправа - конец 16 века. Агат, золото, жемчуг, драгоценные камни.


Вновь возрождается античное искусство вырезать камеи, которые ценятся в то время необычайно. Ведь на изготовление одной камеи уходили месяцы, а иногда и годы. Итальянские мастера, наставляя своих учеников, любили им повторять, что для создания больших камей из агата, превосходящего своей твёрдостью сталь, необходимо столько же времени, сколько для возведения готического собора.


Флорентийский мастер. Камея Портрет Козимо Медичи Старшего. 1465-1475, раковина, серебро, позолота. Музей серебра, Палаццо Питти
Доменико Кампаньи. Портреты Козимо Первого и Элеоноры Толедской. Камея. Около 1574 года. Палаццо Питти. Музей серебра. Флоренция.


В семнадцатом - восемнадцатом веках в момент расцвета барокко агат тоже излюбленный материал. Причудливые пудреницы, шкатулки, подсвечники, изготовленные из агата, становятся неотъемлемой частью интерьера тех времен.
В Эрмитаже можно увидеть множество уникальных шедевров, вырезанных на агате - головы Медузы и Зевса, "Похищение Ганимеда", "Леда и лебедь" и многие, многие другие.


Голова Медузы. XVI в. Миланская мастерская. Халцедон, золото, эмали. Флоренция, Национальный археологический музей

Выполненная на сардониксе, камея Гонзага  (III в. до н. э. Высота 15,7 см, ширина 11,8 см) занимает среди них особое место.



На камее Гонзага изображен правитель Египта Птолемей II со своей женой Арсиноей. Эти изображения считаются идеализированными образами олимпийских богов. Впервые этот шедевр упоминается в 1542 году в описании сокровищ правителя итальянского города Мантуи Людовика Гонзага. За свою долгую историю камея сменила немало владельцев: была собственностью королевы Швеции Христины, долгое время хранилась в библиотеке Ватикана, побывала в руках первой жены Наполеона Жозефины, которая вскоре после разгрома войск мужа подарила камею Александру I в знак благодарности за то, что он сохранил её семейству положение и доходы. Наконец в 1814 году знаменитая камея Гонзага была передана российским императором в Эрмитаж, где она и хранится по сей день.

Ещё одну прекрасную камею, так же выполненную на сардониксе можно увидеть в Оружейной Палате Московского Кремля. Это Панагия Ивана Грозного.


Во времена становления христианства панагиями называли хлеба, испеченные в честь Богоматери. В Древней Руси так именовали сосуды для возношения, освященного в честь Святой Богородицы, хлеба. А позднее панагией стали называть небольшую икону с изображением святого образа, которую можно было носить на груди в виде медальона. Панагия Ивана Грозного окружена золотой оправой, украшенной 4 сапфирами и 4 крупными жемчужинами. В центре резной камеи изображен Иоанн Предтеча в виде крылатого Ангела Пустыни.

Самая большая камея в мире высотой в 31 см, вырезанная из цельного оникса находится в Париже, в так называемом Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции. Её так и называют: "Камея Тиберия, или Большая камея Франции".


На ней в три ряда изображено более 20 фигур. В центре - римский император Тиберий, восседающий на троне. Вырезана в пятислойном сардониксе. В центре Тиберий (именно в годы его правления (начало I века н.э.), по оценкам экспертов и была создан этот шедевр) с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи.
Как и камея Гонзага, "Большая французская камея" имеет богатую историю. Хранящаяся в сокровищнице императора Константина во времена Крестовых походов, камея оказалась в руках предводителя рыцарей Балдуина II, который продал драгоценность королю Франции Людовику IX. В середине XIV века следы уникальной камеи обнаруживаются историками в списке драгоценностей парижского аббатства Сен-Дени. Затем король Филипп VI подарил её Папе римскому Клименту VI, в знак благодарности за оказанную помощь в подготовке к войне с Англией. Впоследствии эта затяжная военная кампания получит название - "Столетняя война".
Вернуть драгоценную камею в аббатство Сен-Дени удалось благодаря французскому королю Карлу V. Объявленная народным достоянием Великой французской революцией, она наконец попала в Кабинет медалей. Откуда была украдена, переправлена в Голландию, но вскоре все-таки была благополучно возвращена. Наполеон назвал это знаменитое произведение искусства "Великой камеей Франции".

И ещё об одном знаменитом экспонате Кабинета медалей. Это вырезанный из цельного куска оникса, сосуд диаметром 12,5 см. Шедевр носит название "Кубок Птолемея". Кубок был создан неизвестным мастером по указу Птолемея II (изображенного на камее Гонзага) и часто использовался при коронации французских королей.




А вот современные изделия из агата:


шкатулки





кольца


серьги




кулоны







бусы









Comments

mariyska77
Jun. 1st, 2013 08:44 pm (UTC)
а я как раз подумала, что камеи сказку продолжают)
m_3713
Jun. 1st, 2013 08:48 pm (UTC)
)))))
Для меня если вот такая, то да.


Но не грабить же музей!!!
mariyska77
Jun. 1st, 2013 08:54 pm (UTC)
:))))))) мне портлендская вазочка понравилась)))
m_3713
Jun. 1st, 2013 08:57 pm (UTC)
Словом, у нас с Вами "губа не дура"))))))))

"вазочка" - это отлично сказано!)
mariyska77
Jun. 1st, 2013 09:04 pm (UTC)
:)))) да, после Вашего выбора позволила себе вольность в высказываниях))

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com