?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы уже знаем, что цвет - это отраженные лучи, воспринимаемые человеческим глазом, а цветовой спектр непрерывен. Однако, для удобства, мы его делим на смысловые отрезки (красный = все оттенки красного, синий = все оттенки синего итд). В разных языках эти отрезки могут не совпадать. Однако, лингвисты Брент Берлин и Пол Кей в результате своих исследований обнаружили, что определенные названия цветовых категорий появляются во всех языках в определенном порядке. Обращу ваше внимание, что это не значит, что по количеству основных цветовых категорий можно судить о степени развития языка, поскольку до сих поря являются существенными особенности места проживания народа, говорящего на том или ином языке)

Этот порядок появления названий цвета тесно связан с развитием человеческого общества в целом. В нем можно разглядеть корни психологического восприятия цвета, которое не сильно различается у разных народов.

I стадия. В языке появляются два названия цвета - светлый (белый, и еще все "теплые" цвета(!) - красно-оранжевый, желтый) и темный (черный и все "холодные" цвета - сине-зеленый, голубой, сиреневый)

Этот выбор цветов вполне объясним: смена дня и ночи очень важна для людей, по ней мы строим сою жизнь. Светлый - это день, солнце,  свет, любой источник света. поэтому сюда же прибавляются на первых порах  и теплые цвета - огня и солнца. Темный - это ночь, мрак, темнота, глубокая темная вода. Туда же добавляются темные цвета холодной части спектра - они появляются на небе ближе к ночи.



II Стадия.Появляется отдельное название для красного цвета. Этот цвет связан с жизненной силой и энергией. Кровь красная, огонь тоже рыжевато-красный. "Светлый" и "темный" больше сдвигаются к значению черный и белый.





III  стадия. Появляется либо желтый цвет, либо зеленый. Оба связаны с природой, с растительностью и фруктами вокруг. Название для какого цвета появится быстрее зависит от потребностей общества. Появившееся слово означает два этих цвета сразу, еще есть красный, белый и черный (к которому относятся еще синий и фиолетовый )



IV стадия. На этой стадии понятия желтый и зеленый разделяются. Для каждого из них появляется свое слово. Что интересно, на этой стадии зеленый обозначает и зеленые , и синие оттенки.


V Стадия. Появляется отдельное название для синего цвета - цвета воды и неба



VI стадия - появляется отдельное название для коричневого (хотя он и не спектральный цвет, а темно-оранжевый) (земля, кора, часто встречается в окраске животных)



VII стадия - появляются такие цвета как фиолетовый, оранжевый, розовый, серый. Они не столько нужны для "выживания", сколько для описания многообразия цветов вокруг.






Итого, получается 11 цветовых категорий, которые считаются основными названиями цветов. Все остальное - оттенки.

Несложно заметить, что почти все эти категории - спектральные цвета+ три ахроматических. Но есть еще коричневый и розовый, а в русском языке еще и голубой. Коричневый - это затемненный оранжевый, Розовый и голубой - высветленные красный и синий соответственно. Их выделение в основные цвета можно объяснить тем, что впечатление они производят совсем другое, чем те цвета, из которых они получаются. Оранжевый - энергичный, а коричневый - спокойный, приземленный. красный - огненный, пылающий, а розовый - нежный.  С синим и голубым сложнее. Мы коснемся этого вопроса позже - он культурно обоснован. Мне сложновато, пожалуй, объяснять разницу - получится рассказ со стороны - поскольку я считаю голубой оттенком синего - опять же дело в том, что принадлежу к другой культуре. Хотя бывает, что и многие носители славянских культур воспринимают этот цвет так как я.

Comments

eliabe_l
Jun. 26th, 2015 09:17 pm (UTC)
Помню из курса истории языка, что в древности в восточно-славянских языках цвета воспринимались в первую очередь по степени насыщения цветом, то есть яркости, а потом уже по хроматической гамме. А вообще, восприятие цветов очень культурная вещь. Если показать переходный оттенок, скажем сине-зеленый людям из разных культур, то одни определят его как синий, а другие, как зеленый. И еще я поняла, что восприятие цвета очень сильно зависит от климата, от солнечного цвета. Я прожила долго в Испании, а потом уже довольно долго живу в Бельгии. Один и тот же цвет смотрится совершенно по-разному на ярком солнце с резкими тенями, и в мягкой полутьме затянутого облаками неба - обычной погоде Бельгии, севера Франции или севера Германии. Меня поразило количество слов, называющих цвета, и красок, построенных на оттенках и переливах цвета, которые производит Великобритания. Не зря люди, живущие в неярком свете, отлично различают столько оттенков, столько переходов цвета.
И есть, конечно, национальные пристрастия. Во Франции, например, есть давнее пристрастие к переливам серого, к построению монохромных образов на основе серого или кремово-белого.
В-общем, многие факторы влияют на восприятие цвета.
halibi
Jun. 30th, 2015 01:08 am (UTC)
спасибо за дополнение=) да, и еще личностные факторы тоже влияют=)

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com