?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы уже знаем, что цвет - это отраженные лучи, воспринимаемые человеческим глазом, а цветовой спектр непрерывен. Однако, для удобства, мы его делим на смысловые отрезки (красный = все оттенки красного, синий = все оттенки синего итд). В разных языках эти отрезки могут не совпадать. Однако, лингвисты Брент Берлин и Пол Кей в результате своих исследований обнаружили, что определенные названия цветовых категорий появляются во всех языках в определенном порядке. Обращу ваше внимание, что это не значит, что по количеству основных цветовых категорий можно судить о степени развития языка, поскольку до сих поря являются существенными особенности места проживания народа, говорящего на том или ином языке)

Этот порядок появления названий цвета тесно связан с развитием человеческого общества в целом. В нем можно разглядеть корни психологического восприятия цвета, которое не сильно различается у разных народов.

I стадия. В языке появляются два названия цвета - светлый (белый, и еще все "теплые" цвета(!) - красно-оранжевый, желтый) и темный (черный и все "холодные" цвета - сине-зеленый, голубой, сиреневый)

Этот выбор цветов вполне объясним: смена дня и ночи очень важна для людей, по ней мы строим сою жизнь. Светлый - это день, солнце,  свет, любой источник света. поэтому сюда же прибавляются на первых порах  и теплые цвета - огня и солнца. Темный - это ночь, мрак, темнота, глубокая темная вода. Туда же добавляются темные цвета холодной части спектра - они появляются на небе ближе к ночи.



II Стадия.Появляется отдельное название для красного цвета. Этот цвет связан с жизненной силой и энергией. Кровь красная, огонь тоже рыжевато-красный. "Светлый" и "темный" больше сдвигаются к значению черный и белый.





III  стадия. Появляется либо желтый цвет, либо зеленый. Оба связаны с природой, с растительностью и фруктами вокруг. Название для какого цвета появится быстрее зависит от потребностей общества. Появившееся слово означает два этих цвета сразу, еще есть красный, белый и черный (к которому относятся еще синий и фиолетовый )



IV стадия. На этой стадии понятия желтый и зеленый разделяются. Для каждого из них появляется свое слово. Что интересно, на этой стадии зеленый обозначает и зеленые , и синие оттенки.


V Стадия. Появляется отдельное название для синего цвета - цвета воды и неба



VI стадия - появляется отдельное название для коричневого (хотя он и не спектральный цвет, а темно-оранжевый) (земля, кора, часто встречается в окраске животных)



VII стадия - появляются такие цвета как фиолетовый, оранжевый, розовый, серый. Они не столько нужны для "выживания", сколько для описания многообразия цветов вокруг.






Итого, получается 11 цветовых категорий, которые считаются основными названиями цветов. Все остальное - оттенки.

Несложно заметить, что почти все эти категории - спектральные цвета+ три ахроматических. Но есть еще коричневый и розовый, а в русском языке еще и голубой. Коричневый - это затемненный оранжевый, Розовый и голубой - высветленные красный и синий соответственно. Их выделение в основные цвета можно объяснить тем, что впечатление они производят совсем другое, чем те цвета, из которых они получаются. Оранжевый - энергичный, а коричневый - спокойный, приземленный. красный - огненный, пылающий, а розовый - нежный.  С синим и голубым сложнее. Мы коснемся этого вопроса позже - он культурно обоснован. Мне сложновато, пожалуй, объяснять разницу - получится рассказ со стороны - поскольку я считаю голубой оттенком синего - опять же дело в том, что принадлежу к другой культуре. Хотя бывает, что и многие носители славянских культур воспринимают этот цвет так как я.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
gloomy_gedda
Dec. 4th, 2012 07:43 pm (UTC)
я, вдохновившись пещерными изображениями (охра, уголь, мел), сделала в трех цветах комнату: темно-коричневый, три белые стены и мебель и красная стена и диван - мне невероятно нравится!

а еще я читала, что, например, синий и зеленый в "Илиаде" еще зовутся просто "темными", и разделяются во времена прихода лирической поэзии)
halibi
Dec. 4th, 2012 07:53 pm (UTC)
Как раз это хорошо иллюстрирует эту теорию. Прекрасный пример!
mimafi
Dec. 5th, 2012 08:26 am (UTC)
С синим и голубым сложнее.
Интересно! Ведь зеленый в русском языке всегда зеленый, а от синего почему-то отложился голубой. Вы не могли бы поподробней о культурной разнице, упомянутой в конце поста?
halibi
Dec. 5th, 2012 10:54 am (UTC)
Re: С синим и голубым сложнее.
зеленый и синий тоже когда-то и в русском были одним словом, только письменные источники не застали этого. возможно, в праславянском так было. К сожалению, праславянский мало изучают даже лингвисты.

Про голубой - если в общих чертах - пошло деление светло-синий - голубой - цвет неба - хорошо. цвет глаз распространен был голубой, а не синий. темно-синий - цвет глубокой воды - опасно и непредсказуемо. цвет глаз темно-синий либо у приезжих с юга, (и то редкость), либо, как считали. у колдунов=(. у того же василевича написано, что Иван Грозный боялся синеглазых.
phantom_master
Dec. 5th, 2012 01:28 pm (UTC)
Re: С синим и голубым сложнее.
При этом остались артефакты древнего цветонаименования аж до 19 века )). Например, один исследователь тех времен (к сожалению, запамятовала фамилию) писал, что в деревнях синим цветом называют блестящий черный. Начищенные до блеска черные сапоги - синие )). А горшок, вымазанный в саже - черный.
Что касается зеленого, то тут в русском языке тоже не совсем "ровно". В древних (конечно, по факту - средневековых) источниках упоминается "муравчатый" (травяной) цвет, зеленый. Но, опять же, в народном употреблении светлые зеленые и голубые тона не различались языком до самого недавнего времени, называясь одним словом - "лазоревый". В литературном языке "лазурь" стала означать один конкретный цвет уже давно, а в просторечии старая форма держалась еще долго.
maria_mvs
Dec. 6th, 2012 10:29 am (UTC)
Re: С синим и голубым сложнее.
Да, лазоревый! Один из самых непонятных для меня был. То ли голубой, то ли зелёный; то ли бирюза, то ли малахит...
halibi
Dec. 7th, 2012 01:29 pm (UTC)
Re: С синим и голубым сложнее.
я всегда думала, что лазоревые = бирюзовые или ярко-голубые. про зеленый не знала.=)
phantom_master
Dec. 7th, 2012 04:52 pm (UTC)
Re: С синим и голубым сложнее.
Я читала, что этим словом назывался вообще любой цвет зелено-голубого спектра, если он относительно светлый )).

Edited at 2012-12-07 04:52 pm (UTC)
kitikit
Dec. 8th, 2012 07:59 pm (UTC)
halibi
Dec. 5th, 2012 10:55 am (UTC)
Re: С синим и голубым сложнее.
отдельно напишу потом подробнее, что найду. На эту информацию меня Лена working meadow навела=)
satinelle
Dec. 5th, 2012 09:21 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно.
halibi
Dec. 5th, 2012 10:55 am (UTC)
пожалуйста=)
una_bella_perla
Dec. 5th, 2012 03:17 pm (UTC)
Красиво!
kitikit
Dec. 8th, 2012 07:50 pm (UTC)
Любопытно, надо почитать.
Еще о происхождении названий цвета в русском языке.
Жёлтый, один из самых ранних - от слова желчь, видимо, при разделке животных желчь была настолько важно определить, что даже возникло специальное слово.
Синий - от слова сиять, светящееся небо. Голубой слово значительно более позднее, происходит от цвета птиц. Из красных еще был бакан, византийское слово, киноварь и червлень. Из сине-зеленых голубец, празелень.
Названия по растению, особенно заморскому, конечно, позднейшие. Апельсиново-оранжевый, фиалково-фиолетовый, сиренево-сиреневый))), розовый, салатовый, бордо, беж.
Кстати, Гёте тоже определял тёплые цвета как Свет и холодный как темноту, сумерки. Вообще про его теорию стоит написать отдельно, она не только не устарела, но и может быть интересна нашим сообщницам:)
halibi
Dec. 8th, 2012 08:32 pm (UTC)
ага, это все от Гете и идет=) думаете, стоит написать про его теорию?=) могу написать, либо, если хотите, сами напишите=)

Про происхождение слов очень интересно=))
Еще добавлю, что первоначально слова золотой и зеленый однокоренные в славянских языках, что подтверждает теорию, о которой было написано - что какое-то время зеленый и желтый выражаются одним словом.
kitikit
Dec. 9th, 2012 06:47 am (UTC)
Очень интересно, может про каждый цвет отдельно написать, все значения, история употребления, названий в разных языках и культурах.
Но это надо в библиотеку идти, по снегу я пас, с Гете по странности есть у меня дома.
halibi
Dec. 9th, 2012 10:41 am (UTC)
можно попробовать про каждый цвет. Можно в несколько заходов - если что-то не так - дополнять. У нас же все-таки не научная работа=))
Ksenia Kinaru
Oct. 12th, 2014 07:56 pm (UTC)
О, как интересно! А я, с вашего позволения, включила бы что-то из этой теории в свою научную работу (диплом на носу). Вообще планирую исследовать различные психологические аспекты культуры Японии и то, как они отражаются в языке (японский язык - моя специальность), заодно и психологию цвета немного захватить. Премного благодарна, что ознакомили с теорией этого автора, поищу ещё что-нибудь, хотелось бы детальнее исследовать. Кстати, в японском языке голубой и зелёный до сих пор называют одним словом - "аой". Конечно, для зелёного ещё есть слово "мидори", и в последнее время под "аой" всё-таки подразумевается голубой, но в словарях до сих всегда указывают перевод "зелёный".
halibi
Oct. 12th, 2014 08:45 pm (UTC)
Спасибо=) Рада, что кому-то пригодилась и эта информация=)
eliabe_l
Jun. 26th, 2015 09:17 pm (UTC)
Помню из курса истории языка, что в древности в восточно-славянских языках цвета воспринимались в первую очередь по степени насыщения цветом, то есть яркости, а потом уже по хроматической гамме. А вообще, восприятие цветов очень культурная вещь. Если показать переходный оттенок, скажем сине-зеленый людям из разных культур, то одни определят его как синий, а другие, как зеленый. И еще я поняла, что восприятие цвета очень сильно зависит от климата, от солнечного цвета. Я прожила долго в Испании, а потом уже довольно долго живу в Бельгии. Один и тот же цвет смотрится совершенно по-разному на ярком солнце с резкими тенями, и в мягкой полутьме затянутого облаками неба - обычной погоде Бельгии, севера Франции или севера Германии. Меня поразило количество слов, называющих цвета, и красок, построенных на оттенках и переливах цвета, которые производит Великобритания. Не зря люди, живущие в неярком свете, отлично различают столько оттенков, столько переходов цвета.
И есть, конечно, национальные пристрастия. Во Франции, например, есть давнее пристрастие к переливам серого, к построению монохромных образов на основе серого или кремово-белого.
В-общем, многие факторы влияют на восприятие цвета.
halibi
Jun. 30th, 2015 01:08 am (UTC)
спасибо за дополнение=) да, и еще личностные факторы тоже влияют=)
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com