Шехерезада 21 века (halibi) wrote in color_harmony,
Шехерезада 21 века
halibi
color_harmony

Categories:

Обязательна ли гармония в одежде?

Вопрос вроде бы звучит странно, но на него меня натолкнули обсуждения по поводу истории костюма и знаковых вех моды. Тут отвечу субъективно (в конце) и объективно. Объективно гармония желательна, но на ней функции одежды не заканчиваются. Поэтому бывают случаи, когда гармонией жертвуют.



Давайте разберем, когда такое происходит.



1) Нужно показать одежду, а не человека. Это очень частая история на модных показах. Задача модельера — показать свою работу и продать одежду. Есть такая тенденция, что когда одежда идет, сторонние наблюдатели отметят скорее красоту модели. А вот когда одежда доминирует — то красоту одежды. А модель — ну «понаберут каких-то непонятных». На самом деле модели более чем в порядке, и в подходящей одежде будут симпатичными. Проблема в том, что глаз привыкает к такой дисгармонии и считает такого рода диссонансы нормой, потому что многие люди думают, что одежду моделям подбирают так, чтобы моделей украсить (не ясно почему -задача-то не та=)) Впрочем эта «насмотренность на дисгармонию» появляется и в остальных случаях тоже.



"идет  платье  несет  девушку",  костюм  видно, модель теряется

К счастью, обратить внимание на одежду именно таким способом — не поголовная практика. Многие дизайнеры учитывают типаж модели, чтобы не просто показать платье, а создать общий художественный образ, где все элементы, в том числе и внешность девушки работает на задумку.


Костюм  и модель  - единое  целое

Кстати об идеях, следующий пункт, когда появляется дисгармония — это
2) Ярая приверженность какой-то идее.
Из более очевидного — дамы, которые считают, что любая забота о своей внешности — это проявление патриархата и овеществления (тут должен быть facepalm, но этой темы хватит на отдельный пост, и она может привлечь этих самых граждан в мое сообщество, чего мне, откровенно говоря, не хочется). Соответственно, они будут всячески избегать любые вещи, которые несут намеки на их женственность. Это, к слову, не проявление феминизма (так как ущемляет выбор женщин быть женственной), а про какие-то личные травмы.
Из менее очевидного, но близкого — искаженное восприятие боди позитива. Искаженное, потому что боди позитив — про «не стесняться своего тела и не избегать других из-за того, как они выглядят». А не про «эпатировать окружающих специально и смотреть на реакцию». Тем не менее, те, для кого важно донести идею, что не нужно стесняться ничего, обычно уходят в дисгармонию — так  одежда больше привлекает внимание к вопросу.


вроде бы похожие образы, да не совсем. На первом образ вызывающий сам по себе, для девушки с любым телом это "драма, заявление", на втором же — все  мягче,  правильно подобран фасон, длины, формы итд. Нужные фасоны не прячут тело, они показывают его достоинства.

И часто какую-то идею проталкивают магазины одежды, например, в каталогах Zara и H&M сплошная дисгармония. Не потому что одежда не такая, одежда хорошая, просто она почти всегда на неподходящих моделях (сомнительно, что они это не видят), кроме того, модели снимаются с заведомо неудачных ракурсов и с недовольными лицами (вероятно идея «ты можешь быть какой угодно» ).



Проблема опять же в том, что глаз, привыкнув, начнет это принимать за гармонию, особенно не видя других примеров (а то и особо «насмотренные» могут принимать гармонию за диссонанс, так как гармония  становится  непривычной, особенно это актуально для инстаграма=() Ну и вторая проблема в том, что не всегда можно представить, как это должно сидеть.

3) следующий принцип, по которому нарушается гармония — это желание выделиться. Чтобы заметили. Гармония вообще успокаивает, глаза и мозг радуются и.. проскакивают дальше. А вот диссонансы бросаются в глаза, их не пропустишь.

И тут прекрасно работает социальный фактор. Если при таком стиле одеваться вы богаты и влиятельны — то вы трендсеттер, вас фотографируют и обсуждают. Если вы обычный прохожий — то вы городской чудик. Вас тоже обсуждают, но в другом ключе =). А с точки зрения стилистики разница будет только в цене одежды и иногда в самоуверенности =).
Если без демонстративности, то сюда же относится
4) желание самовыражения. Иногда оно получается гармонично, но не всегда. Хотя именно этот пункт легко решаем пониманием того, как работают цвет и линии.


вроде бы похожие образы — светлые дреды, очки, джинсы, но образ справа смотрится гораздо более сбалансированным.

5) еще один принцип нарушения гармонии — чувство принадлежности. Например, среди групп подростков, но не только, у них просто лучше заметно. Одежда определенного рода обеспечивает узнавание «своими».


6) Сюда же относится и следование моде наперекор внешности (хотя мода для кого — то может быть и идеей или развлечением). Принцип моды как принадлежности к группе таков — если все так носят, то я тоже так буду. Принадлежность группе важна, это врожденный механизм выживания, поэтому если нет задачи нарочито плыть против течения, обычно то, как выглядят люди вокруг, учитывается. Но современная мода дает много вариаций для разных типажей, так что есть из чего выбрать. А вообще мода — сложный вопрос. Мода рождается из социальных идей, мы это обсуждали. Если человек их разделяет, мода для него органична. Ну и есть группа людей, для которых есть особое удовольствие быть в курсе событий и в тренде — это их развлечение. У них мода скорее про самовыражение, нежели про отслеживание принадлежности.


Мода почти всегда дает вариации, сейчас век индивидуализации. Прозрачная блуза для более мягких типов на драматических типажах странновато смотрится, а вот прозрачная блуза с более жесткими линиями -вполне родная.


7) еще гармония нарушается ради имиджа. Это может быть и образ звезд (вместе с мотивацией «выделиться и добиться обсуждения»), и может быть силовой образ больших начальников. Человек больше ассоциируется со своим имиджем и ролью, нежели с реальной личностью.


Например, Владимир Путин светлый, мягкий и теплый, еще и неконтрастный. Но на официальных приемах он всегда в черном или темно-синем и в высококонтрастных сочетаниях. Как и большинство остальных президентов и официальных лиц — это демонстрация статуса. Идущие ему персиковый и нежный зеленый там явно были бы неуместны.

8) близко к этому и нарушение гармонии ради униформы. Униформу носят те люди, которые на работе должны восприниматься как исполнители, а не как личность (для защиты их самих же, кстати — судья вынес приговор, а не Вася. Менеджер банка отказал в кредите, а не Маша). Тут вопросов нет, под вас одежда не подстраивается, она подстраивается под идею организации, где вы работаете. В лучшем случае у вас останется простор с украшениями, прическами и тем, как именно носить униформу.


9) Нарушение гармонии ради функционала.
И еще один вариант игнорирования гармонии — это здравый смысл. Например, задача некоторой спортивной одежды сделать вас заметными ради безопасности. Вы можете быть эталонным мягким типажом, но кататься на велосипеде по трассам безопаснее будет в ярком. Как и вы можете быть тончайшей феей, но если вы увлекаетесь зимней рыбалкой, костюм будет соответствующий



Объективно все эти отступления имеют право на жизнь, нет превосходства одной мотивации (статус, принадлежность, функционал, самовыражение, гармония) над другой. А вот субъективно каждый из нас имеет свою градацию ценностей. Для меня, например, гармония на первом месте, что видно по направленности моей работы. Для других людей другое, и это нормально -мы все разные. В идеале одежда должна учитывать все важные для вас мотивации, но идеал бывает не всегда. Я бы сказала, что вообще с одеждой важнее всего осознанность, нужно понимать, почему я выбираю именно это и зачем. Вот это и можем обсудить в комментариях. Что важно для вас в одежде в первую очередь и почему? Для меня, пожалуй, кроме гармонии важны самовыражение и функционал.
Tags: в поисках стиля, обсудить, участники сообщества
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Тропический стиль

    Пока в Средней полосе держится жара, поговорим о 🌺ТРОПИЧЕСКОМ СТИЛЕ🌺 Тропический стиль широк, это может быть и Юго — Восточная Азия, и Африка, и…

  • Теория линий на примере софт драматика

    Сегодня посмотрим разную одежду на девушке -софт драматике ближе к драме. Первый коллаж показывает привычную стилевую трактовку софт драмы, и мы…

  • Кто такие «драмромантики»

    Студенты моих стилевых курсов за последние полтора года и слушатели вебинаров уже сталкивались с термином «драмромантик», в статьях и…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments