Шехерезада 21 века (halibi) wrote in color_harmony,
Шехерезада 21 века
halibi
color_harmony

Category:

Восточный стиль

Сегодня поговорим о стиле одежды Ближнего Востока. Я возьму довольно большой регион наследия Арабского Халифата — Магриб, Левант, Персидский Залив, частично Среднюю Азию.



Прежде всего, нужно разграничить понятия. Под «восточным стилем» некоторые понимают хиджаб, исламский «дресс-код», но это не тождественные понятия. Хиджаб — это определенные требования к одежде в рамках исламского права, Шариата. В некоторых местах довольно зыбкие, упрощенно принято считать, что хиджаб — это любая одежда, прикрывающая тело, кроме стоп, кистей рук и лица. Волосы прикрыты. Про него сегодня подробно речи не будет — если нужно, можно рассказать отдельной статьей. Хиджаб может быть собран из абсолютно европейской одежды и не иметь никаких отсылок к Ближнему Востоку. Сам по себе хиджаб может быть в разных стилях — там работают все те же правила цветов и линий, стиль — персон и прочего. Просто более закрытая одежда.


От самого хиджаба стоит отделять платок. Не любая женщина в платке «в хиджабе», иногда это просто особенность социального дресс -кода — чтобы любой платок, но был. Одежда при этом может не иметь с восточной ничего общего. В эту группу я отношу и известную Шейху Мозу (внизу в середине). Несмотря на ношение тюрбана, восточного в ее одежде нет, и религиозным нормам одежда тем более не отвечает. Даже тюрбан она носит по-европейски.



А вот ниже как раз национальная одежда. Она вовсе не обязательно про платок, особенно учитывая, что на Ближнем Востоке проживают люди разных убеждений и конфессий. Эта одежда имеет свою узнаваемую эстетику и элементы.


Как и с любым «этническим» стилем, лучше не цитировать национальный костюм полностью. Его нужно разложить на составляющие элементы и добавлять их в свой гардероб, смешивая с повседневной европейской одеждой.



Как всегда, начнем с внутренней составляющей стиля. Регион Большого Ближнего Востока очень велик, чтобы говорить о единстве, туда входят арабизированные народы, берберы, тюркские и иранские народы, и многие другие, однако, нечто общее в менталитете можно найти. Люди Ближнего Востока соединяют в себе живость, эмоциональность, любовь к изобилию с верностью традициям и верой в важность семейного уклада. Человеку с Востока важно поддерживать отношения с родственниками и не терять связь с корнями. При этом горячий темперамент и общая эмоциональность добавляет красок жизни. В России бытует стереотип, что восточная женщина спокойная и покорная, но это опять путаница понятий «с ближневосточным происхождением» и «по «религии должна быть». На самом деле, восточные девушки ярки и эмоциональны. Получается интересный эффект «пламени за вуалью» — с одной стороны традиции слегка сдерживают проявления эмоциональности, но с другой общечеловеческие отношения на Востоке богаты на эмоции.



Восток — это многолюдные праздники, изобильные и лучшие кушанья, а еще эстетика, ей всегда уделяют много внимания. Эстетика Востока изобильная, но более сбалансированная, чем в славянском и индийском костюме, в ближневосточном костюме изобилие обычно подчеркнуто простым фоном. Перебор декора благом не считается, есть стремление к балансу. Кроме того, считается, что все самое красивое должно быть «не для всех», не на показ, а только для близких людей. Так устроены дома (простые снаружи но с прекрасным декором внутри), так устроен костюм (под простой накидкой может быть великолепное платье, которое увидят подруги на празднике, а случайный прохожий — нет. Но, конечно, демонстративные личности, есть во всех народах, однако и они, покупая себе дорогие аксессуары, не увешиваются ими с головы до ног — это для культуры перебор. В отличие например, от Индии, где «с головы до ног» привлечет благо и изобилие.



Палитра, отсылающая к Ближнему Востоку, сочетает в себе нейтральные цвета и насыщенные акценты. Нейтральными чаще всего выступают белый (цвет чистоты), черный (цвет загадки и функционально не-прозрачный) и бежевый — цвет песков. Акцентами чаще всего выступают бордовый (любовь и эмоции), синий и бирюзовый (живительные воды) и золотой — изобилие.



Основные элементы ближневосточного костюма обычно включают в себя:
— длинное платье или накидку
— изящную вышивку
— изобильные украшения.
— часто платки и шали
— определенный макияж
— масляные духи
Давайте их разберем.
1) длинное платье или накидка, абая. Так называют и длинное свободное платье и платье-накидку. Для более нарядного и для домашнего варианта есть название джалабия, в России более известный вариант произношения -«галабея». Абаю носят на улицу, обычно это однотонное скромное платье, иногда с вышивкой. Джалабия же бывает праздничная — украшенная, и домашняя — попроще, но все равно нарядная. На Востоке принято наряжаться перед супругом. Вся эта одежда еще в ходу и ее можно носить прямым цитированием, если позволяют условия и контекст, но в европейских странах, обычно все же носят одежду «по мотивам»



Например, вместо черной накидки носят приталенные накидки (или иногда платья-рубашки) с поясом, с цветочным или традиционным восточным принтом.



Нарядные приталенные джалабии можно носить на праздник, а для повседневного ношения есть адаптированные платья восточных дизайнеров.


Отдельно можно сказать про Марокканский кафтан — это приталенное, богато декорированное праздничное платье. Более повседневные варианты — менее декорированные, с коротким рукавом, но обязательно приталенные и с вышивкой по горловине и плечам



2) Изящная вышивка и принты.
Вне зависимости от региона восточная вышивка довольно изящна и при всей своей изобильности оставляет свободное пространство ткани. Рисунки — это чаще всего вензеля (фото внизу 1 — Залив, 2 — Магриб, 3 — Турция), мелкая цветная геометрия (4 — Палестина, 6 — Афганистан), либо цветы (5 — Иран).



Как и с любым этническим стилем, лучше всего посмотреть вышивку в деталях и ввести в свой гардероб в небольших количествах. Можно брать вдохновение в турецких вензелях, марокканских геометрических узорах, заливской вышивке нитью, палестинском костюме.



Одежда в итоге должна сочетать современный силуэт с этническими отсылками — примерно так.



Особняком стоят границы «Ближнего Востока» -«восточные» народы СНГ.
На фото 1 — татары, в их костюме прослеживаются тюркские особенности. 2 — Азербайджан. 3 — Чечня. У кавказских народов тоже есть определенная схожесть в костюме, но есть и много различий. 4 — Таджикистан. Таджики — родственники иранцам, и в костюме это иногда прослеживается. 5 -Узбеки — смесь многих этносов, на самом деле. Их костюм становится менее «ближневосточным» и 6 — казахи — их костюм уже уводит нас в Азию и Монголию, а не на Ближний Восток. Все костюмы этих народов (и не только их) заслуживают отдельных статей когда-нибудь, и желательно от людей, причастных к культурам.



3) изобильные украшения — это еще один пункт восточного костюма.

Если вы хотите подчеркнуть древность культуры — то можно использовать народные украшения, сейчас они попадают в категорию «трайбл» чаще всего, либо хамсу — общесемитский знак удачи. Кроме того, можно использовать украшения с арабской вязью, часто встречаются именные, как на картинке колье «Фат(ы)ма». Но для таких украшений важно понимать значение и символику.



Арабские украшения, как правило, витиеваты и изящны. Чаще всего они из золота или под золото. Носят их изобильно.


Турецкие украшения — витиеватые линии + драгоценные камни (или под камни), персидские — с цветами. У некоторых арабоязычных народов есть и более геометричные украшения.


4) платки, несмотря на то, что я сказала про разграничение народного костюма и исламского дресс кода, все равно дают отсылки к Востоку, особенно, если они традиционные.
Узнаваемыми платками можно назвать заливскую шейлу — тонкий черный платок с вышивкой, куфью ( «арафатка», мужской аксессуар, но женщины носят тоже иногда) , платки с «персидскими огурцами».



Тюрбаны могут сделать отсылки к восточному стилю при подходящей внешности, и если их носить объемно (не как европейки и Моза), но не сложными формами ( не как африканки), и сочетать с восточными украшениями.



5) Последние штрихи.
Иногда нужные восточные отсылки образу могут добавить и такие мелочи, как макияж и духи.
Что касается духов — арабские духи масляные, запахи бывают разные, но в основном они тягуче — пряно — чувственные. К слову, в арабских духах нет разделения на мужские и женские. Они меняют свой аромат, смешиваясь с запахом кожи.



Макияж предполагает акцент на глаза, он часто довольно интенсивный, что бывает предметом шуток внутри народа, так что в повседневности лучше ограничиться стрелками и подведенными кохлем глазами. Кохль — сурьма — это порошок, которым подводят глаза с помощью специальной палочки. Есть «этнические», восточного производства (не спутайте с индийскими лечебными слезоточивыми), а есть европейские, у Герлен, например, был чудесный.



И отдельно добавить нотку Востока поможет мехенди — роспись хной. В мехенди есть три направления — арабское (1-4 фото) — изящные вензеля, остается свободное пространство, берберское (марокканское, 5,6) — геометричная детальность (часто там нужно знать символику) и индийское, на фото его нет, Индию тоже возьмем отдельно — изобильные витиеватые линии, нет свободного пространства.



Надеюсь, эти варианты помогут вам добавить немного восточной сказки в ваш образ

И  всем  сопричастным  сегодня  Рамадан  Мубарак =)


Tags: в поисках стиля, стили
Subscribe

  • Стиль Сафари или «Европеец в Саванне»

    Сафари — еще один удобный и часто носимый стиль в условиях города. Он ведет свою историю от тропической военной формы британских солдат.…

  • (no subject)

    Вот и наступил учебный год, и я решила рассказать о тех источниках, что в свое время мне помогли развиваться в теме стиля и цвета. Ведь любая…

  • Морской Стиль

    Сегодня поговорим о морском стиле в одежде. Этот стиль может ассоциироваться и с удобством, и с незаменимой удобной классикой, и с прогулками на…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments