Шехерезада 21 века (halibi) wrote in color_harmony,
Шехерезада 21 века
halibi
color_harmony

Categories:

Грани Геры

Давно  мы  в  ЖЖ  разбирали  тему  архетипов  богинь и  их  гардероба, затем  я  возобновила  тему  богинь  ВК.  Сейчас  подошла  опять  очередь  Геры,  в  ВК  она  пойдет  после  8  марта.  Я  перечитала https://color-harmony.livejournal.com/159454.html и  захотела  дополнить,  поскольку  мне  показалось, что Гера  как-то  совсем  не  с  той  стороны  раскрыта, и  хочется  многое показать  с  другого  ракурса.  Геры  нет  среди  моих  ведущих  богинь,  но  она  мне  хорошо знакома  в  силу немалого количества  знакомых  Гер и родной  восточной  культуры (там  Гера - основной  ролевой  паттерн,  и  его  нужно  знать,  чтобы  вписаться  в  общество).


Итак,  чтобы  понять  характер Геры,  давайте  немного  уточним  мифологию,  и посмотрим  на  ее историю   под  другим  углом.  .

Образ  Геры  более  древний, чем  образ  Зевса,  она  была  верховной местной  богиней чисти местных  народов в  доолимпийский  период, Корова,  разлившая  млечный  путь.  Греки  известны  тем, что  ассимилировали  других  божеств  в  свой  пантеон.  Что  касается  Геры,  она  вошла  в  греческую  мифологию  как  старшая  сестра  Зевса (между  прочим, Зевс  самый младший  из  поколения богов- отцов=)).  С  ней  свзяан  миф  о  том,  что  было  предсказание, что тот,  кто на  ней  женится,  станет властителем  всех  богов . Т.е.  Гера  - та,  кто  помогает  поддерживать  власть. Соответственно,  это не  было  секретом для  самой  Геры, и  она  была  "прирожденной  принцессой",   она  хорошо осознавала  свою  ценность  и свой  статус.  Этот  пункт  позволяет  нам  понять  такую  черту  в  характере  Гер, как  "гордость",  "самоценность".  В хорошем  проявлении это  качество  позволяет  выбирать  лучшее из  возможного,  реализовать все  хороше  в  себе,  отказываться  от  плохого  и  токсичного.  В  плохом  варианте эта  же  черта выглядит как   "все мне  должны,  просто  потому  что я  есть ".  Но,  как  вы  понимаете,  у  любого архетипа  есть  тень, и  тут  уже  от человека  зависит,  как  он  будет проявлять  качество,  во  благо себе  или  во вред.  Факт такой,  что  Гера  самоценна  и  без  Зевса, хотя  супруг ей  нужен  для  дополнения,  о чем я  скажу  позже.    Показательно,  что  Зевс с  ней  не  справился  в  той  истории,  где  хотел  ее  обмануть,  превратившись  в  птицу.  Он  хотел  овладеть  ей,  но  не  смог, и она  поставила  условие  жениться.  Так  что  Гера  и  без  Зевса  королева.



На  самом  деле  "ощущение  будущей  королевы" гораздо  лучше  раскрывает  архетип  Геры, чем  образ  жены. Гера, в  первую  очередь - первая  леди  и  хранительница  моральных  устоев.  Вообще,   все ее  поведение  легче  всего объяснить  именно через  призму  традиций  и  моральных  норм, а  не  через  одержимость  браком.  Для  Геры  важно  блюсти  честь  и  вести  себя  соответственно  правилам  морали, тем нормам,  которые она  считает  верными. 



Итак,  архетип Геры  в  юности.  Принято  считать,  что  Гера  любит  играть  в  брак ,  встречается только  с  теми  парнями, у  которых  серьезные  намерения,  и  вцелом  думает только о  замужестве.  Это  так,  и  не  так.  Маленькая  Гера  растет  с  пониманием "хорошо и  плохо,  достойно  меня  и  недостойно,  стоит  усилий  и  не  стоит". Кроме,  собственно,  желания  замуж,  Гера  прекрасно  себя  проявляет  в  социальной  деятельности (как  королева, которая  может поддержать и  выслушать, именно  этот  образ  Геры проявляется  в  современных  королевских  семьях - этическое  внимание  к  проблемам  общества. Не  такое  деятельное  и  продуманное, как  у  Афины,  но  все  же имеющее  пользу).  Скорее  всего, Гера  старательная,  умница и правильная  девочка.  Тщательно  выбирает  круг  знакомств, потому  что  общаться  с  хулиганами  ее не достойно.  (тут  некоторых  Гер  ждет  теневой  аспект  под  названием  "ханжество",  но многие  его все  же  успешно минуют.) По  поводу  замужества - мотивация  ровно  та  же.  Во - первых,  Гере  нужен  муж,  потому  что  так  принято (это  норма  в  обществе) и  потому  что   нормальная  практика - распределение  обязанностей между  партнерами (об  этом  тоже  речь  еще  будет) . Распределение  компетенций  между  партнерами  позволяет  быть  более  успешными  обоим,  так  как  обе  стороны  поддерживают  друг  друга.  Именно  к  этому  и  стремится  Гера.  По поводу  серьезных  отношений - Гера  считает,  что  поверхностные  интрижки  ее  не  достойны,  поэтому  имеет  смысл  не  тратить  энергию  на  несерьезных  парней,  а  сосроедоточиться  на  поиске  достойного.  Это  не  одержимость  браком,  это  вполне  себе  традиционная  мудрость.  "Мне  нужно  замуж,  так  как  у  всех  муж  есть " - это не  Гера,  это  Кора.  Для  Геры  муж  важен как  партнер  и  помощник  в  реализации  ее  собственного потенциала (!). Без него она  боится,  что  не  потянет,  так  как  одному  человеку  со  всех  сторон  потянуть  всё реально  сложно,  особенно  если  следовать традициям.  Естественно,  на   роль  дополняющего партнера абы  кто  не  подходит.  Не  подходит  и  спонтанная  влюбленность, кстати.  Считается,  что  Гера  бегает  за  статусом, но  это  не  совсем  так,  и  не  у  всех  Гер.  Гера  просто  с  умом  подходит  к  выбору  спутника. Кроме  того, Гера  чтит традиции.  Еще,  кстати, не  ушла  эра  договорных  браков, кто  не  знает.  И это далеко  не  всегда  против  желания  самих  вступающих  в  брак,  многим  это вполне  нормально.  Да  и вообще  браки  по  любви - действо  относительно  недавнее.  Гера  поступает  так,  как  ДОЛЖНА.  "Должна" своему  моральному  кодексу.  Она  не  несчастна,  даже  наоборот, так  она  реализует  свое  стремление  быть  этическим  эталоном,  хранительницей  традицией.  Даже  если  не  брать  замужество  по  договоренности,  то  брачные  "игры" - это сфера  архетипа  Геры.  "Девушка  первая  не  звонит", "парень  должен  пригласить  сам",  "на  свидании  платит  парень",  "парень  должен  доказать, что  он  достоин". В  идеале  за  этим  всем  должно  идти "а  за  это  я...",  но  этому  не  всех  Гер  учат, к  сожалению. =). Вцелом  все  эти  "парень  должен" не  меркантильность, как  обычно  думают мужчины,  а  проверка  мужчины  на  ответственность,  предприимчивость,  щедрость.  Своеобразный  тест,  "сможет  ли  он  меня  обеспечить,  случись  что,  действительно  ли  ему  нужна Я,  или  ему  просто  любая  девка  нужна".




Итак,  Гера  вышла  замуж. Казалось  бы  все  прекрасно,  откуда  тогда  проблемы  слияния,  ревности  и  пиление  мозга.  А  оттуда они  появляются,  что  замуж - не  самоцель. Муж  важен  именно  как  дополняющий  в  дальнейшем  путешествии  к  счастью.  Именно  у  Гер  поэтому  есть представление  о  супруге, как  о  второй  половине ("я  делаю  один  шаг  к  счастью,  он  второй-  так  легче").  Как  правило,  Гера  делит  обязанности в  семье  как  принято, традиционно,  и  честно  исполняет  свою  роль жены до  поры  до  времени.  Если  ей  попадется  муж  с  такими  же  этическими  взглядами  как  она,  и  достаточно внимательный,  чтобы  замечать  ее  стремление  быть  идеальной  супругой  и  строить  общее  счастье,  то  ей  повезло,  они  с  мужем  будут  жить  счастливо и  гармонично.  Но  чаще  Гере  не  везет,  да  и  просто  проблемы  отношений  никто не отменял,  недосказанности надо  озвучивать,  но  этому  никто  не  учит.  И  со  стороны  Геры  происходит  так:  она  старается делать  свою  часть  обязательств - готовит,  убирает,  в  красивом  пеньюаре  встречает, а  этот  пень под  названием "муж" свою  часть "обязательств" не  исполняет - на  диване  лежит,  телевизор  смотрит.  Получается и  сам  тонет,  и  ее  старания "топит". Она  же  вкладывается,  чтобы  он  старался "в  нужном направлении". Проблема,  правда,  кроется  в том, что  многие  Геры  не  догадываются  озвучить, что  именно  муж  "должен" и  обсудить  "нужное  направление",  им  кажется,  что  это  очевидные  вещи,  и  только  дурак их  не  видит.  "Значит  муж  либо  дурак,  либо  специально  измывается,  как  же  его не  попилить"=)



Проблема  ревности  возникает  от  того,  что  отношения  с  супругом  для  Геры - это ее  рабочий  проект,  если  можно  так  выразиться.  Гера  вкладывается- вкладывается,  развивает  отношения - развивает,  а  тут  приходит какая-  то  дура "на  все  готовое" и  хочет  увести.  Кто  должен  получить в  лоб?  Разве  муж? Нет  конечно,  та  наглая  дура получит.  Тут  вскрывается  проблема,  что  Гера  не  вполне  хорошо чувствует  тенденции  свободных  чувств  личности,  ей  немного всё  застилают правила в  духе "та  баба не  должна была",  ну  и  свободный  выбор  мужа  она  недооценивает,  для  нее  брак  это  все  же  серьезные  обязательства. Поскольку  она  относится  к  этому  серьезно,  того  же  и  ждет  от  партнера.  У реальных  женщин,  тем  более,  на  "так  надо"  может  накладываться  тревожность  и  неуверенность в  себе,  и  это  может  рождать  гипер-ревность,  особенно, если  такое  поведение  не порицается  обществом. Например,  над  женщинами, лазающими  по  телефонам  супруга  посмеиваются,  но  не  шпыняют  их  незнанием  личных  границ.  Если  отдельно  взятая  Гера  будет  считать  лазанье  по  чужим  перепискам  позором,  она  не  будет  делать  этого.  Ей  важна  честь.  Полностью  расстаться  с  мужем,  если  он  плох,  Гере  сложно  потому  что  это  расписаться  в  неудаче  своего  "проекта".  Кроме  того,  мифологической  Гере  и  не  было  из  кого выбирать - Кроме  Зевса  еще  есть  Посейдон (шило  на мыло,  и  менее  предсказуемый),  Аид (вообще  странный),  дети какие-то (боги  младшего  поколения),  и  всякие  существа  других  видов,  ниже  ее  по  статусу, с  которыми  не  вполне  ясно  что  делать (сатиры,  титаны,  люди).  Собственно,  кроме  Зевса  никого подходящего  и  нет толком.  Зевс это,  скорее  всего, понимал.  Хотя  для  Геры  всегда  есть  возможность  удалиться,  т.е.  быть  одной.  Богиня  это  периодически  и  делала,  есть  даже  миф,  когда  она  ушла  очень  надолго  и  Зевс  пожалел,  что  теряет  ее.  Любят  говорить,  что  Гера  в  разводе  - разбитая  Гера,  но опять  же  это  не  вполне  так.  В  разводе  многие  Геры  осознают  свою  ценность  как  королевы  и  хранительницы  трдиций,  выступают уважаемой  женщиной,  к  чьему  мнению  прислушиваются  близкие,  участвуют  в  социальных  проектах.  Тут  уж  зависит  от  разработанности  архетипа. Ориентация  только  на  мужа - это  не  архетип  Геры, это верхушка  айсберга.  Кроме  того,  часто  приводят  в  пример Гер,  жен  высокопоставленных  людей,  которые  терпели  измены  мужа "ради  статуса",  конечно,  даже  если  денежный  вопрос  никто  не  отменял,  опять  же  не  только  ради  статуса.  Представьте, что  вы  жена  президента.  И  ваш  муж  изменил  вам.  Если  вы  начнете  орать  на  каждом  углу,  что  он  кобель,  что  будет?  Ничего хорошего.  Возможно,  его попытаются  сместить с  поста  оппоненты,  как  недостойного человека,  радуясь  зацепке.  Может  он  "козел  и  заслужил",  но  без  скандалов  это  не  пройдет.  Скандалы в  верхушках  власти  влекут  за  собой  невинные  жертвы, а  такое  Гера  не  хочет иметь  на  своей  совести.  Лучше  уж  попилить  его  дома  рьяно, если  не  терпится,  чем  нести  все  это в  СМИ. "не жалуйся, не объясняй"  - как  считает  королева  Англии.  Так  что  Гера  умная.   Именно  поэтому  она  богиня  брачных  отношений  в  Греции, в  этом  нет  противоречия, как  пишет  Болен, потому  что Гера  про  брак как  социальный  договор.  И про  правила  поведения,  принятые  в  браке. Про  любовь  и  эмоции - Афродита.




Что  кстати не  значит, что Гера  не  любит  своего  мужа. Многие  Геры  выходят  замуж  именно  по  любви, Да  и  в  мифе  Гера  брала  пояс  Афродиты,  чтобы  понравиться  Зевсу.

Гера  и  слияние.  Так  как  Гера  считает,  что  ее  задача - поддержка  мужа,  чтобы  вместе  они  покорили  высоты или  просто  жили  счастливо,  она  старается  синхронизировать  цели  с  мужем.  Кто - то  из  Гер навязывает  мужу  свои  цели,  а  кто - то  подстраивается под  цели  мужа.  Удивительно,  что  Джин  Шинода  Болен  не  понимает,  почему  Гера  говорит  о  достижениях  мужа  "наши успехи".  Потому  что  они  правда  общие,  помните  поговорку - "за  каждым  успешным  мужчиной  стоит  мудрая  женщина"  - вот  это  про  Геру.  Пока  муж  покоряет свои  высоты,  Гера  обеспечивает ему  поддержку,  она  считает  свой  вклад  ровно  таким  же,  как  и  вклад  ее  мужа. Она  не  "жертвует своей  карьерой",  она  берет  на  себя  роль  помощника  в  общем  деле  успеха. Почему  помощника, а  не  главной  скрипки?  Потому  что  во-первых,  не  принято  даме  на  себе  мужчину  тащить явно,  пересудов  не  оберешься,  даже  сейчас, а Гера  пересуды  не  любит. А  во - вторых,  Гере  это  видится  более  оптимальным- "мужчина  под  это  лучше  заточен,  так  полагается,  я  же  стараюсь  делать  женское,  вот  и  он  пусть  постарается".  Так  что  недовольство  Геры  мужем - это  не  столько  про статус,  сколько  про  несправедливость.  Про  то, что  муж  не  оценивает  ее  стараний.  Однако, как  я  говорила,  проблема  в  том, что  мужа  часто  не  справшивают, а  подписывался  ли  он  на  парную  работу,  и  нужна  ли  ему  такая  мощная  концентрация  всех  сил  на  его  успехе или  он  просто  хочет спокойно  жить в  шалаше.  В  хорошем  варианте  Гера  очень  чуткая  к  потребностям  своего  супруга,  разделяет  его  увлечения,  интересуется  его делами,  поддерживает  и  вдохновляет. В  плохом  варианте  Гера  забывает  про  существование  отдельных  личностей  себя  и  мужа и  стремится  слиться  с  ним  в  единое  "мы",  что  уже  совсем  не  здорово.  Вообще  вопрос   Я  и  МЫ - это  главный  вопрос  архетипа  Геры,  если  Гера  научится  строить  адекватные  границы  и  раздеять  общие  обязанности и  личную  свободу (и  свою тоже),  практически  все  тени архетипа  сойдут  на  нет. 

Модные  одно  время  тренинги "разбуди  в  себе  женскую  энергию и  не  делай  ничего мужского, чтобы  твой  муж  стал  альфа  самцом\миллионером\настоящим  мужчиной из-за  того, что  тогда  придется  это  все  ему  взять  на  себя" работает  именно  на  энергии  Геры. Но  имеет  все  тот  же  теневой  минус - "а  озвучить мужу  разве  не  нужно?"



Гера  и  дети.  У  геры  было  несколько  знаковых  детей:  Геба ("девушка  из  хорошей  семьи",  вышла  замуж  за  Геракла,  потому  что  так  полагалось - с ней  все  более-менее  прозрачно.  Хорошо  воспитанная  матерью девушка),  Арес (несдержанный  и  эмоциональный,  впрочем и  сама  Гера  тоже такая в некоторых  ситуациях, хотя  и  умеет  себя  держать, когда  надо.  Эмоциональность  можно  обяснить ее  древним  происхождением  и  умением  общаться  с  хтонью),  хтоническое  чудовище Тифон (а  вот  и  хтонь - его она  родила  без  Зевса  сама  по  себе,  чтобы  позлить Зевса,  напомнить ему, что  она  могущественная  богиня  вообще-то) и еще Гефест.  С  Гефестом  произошла  знаковая  история  - увидев,  что Гефест  слабенький  и  некрасивый, Гера  сбрасывает  его  с  Олимпа.  Что  за  кошмар,  возмущаются  все  читатели,  что ж  за  мать-ехидна!  На  самом  деле,  стоит  помнить,  что  мы  живем  не  в  Буквальной  Вселенной,  и это  иносказание.  Чтобы  разобраться  в  истории  с  Гефестом,  давайте  подумаем,  для  чего  Гера  рожает  детей.  Во - первых,  принято в  семье  иметь  детей,  это  один  из  показателей  благополучия отношений. Опять  же  до  сих  пор,  несмотря  на  течение  чайлд фри  и  все  такое.    Детей  Гера рожает  мужу,  кстати,   что  хорошо видно  в  восточных  обществах.  Жена  воспитывает  детей,  муж  обеспечивает детей  полностью.  И  в  случае  развода  именно  с  ним  они  живут,  если  не  будет,  конечно,  обстоятельств,  которые  можно  принять во  внимание (малолетство  детей, договор  родителей,  желание  ребенка) (Славянки, вышедшие замуж  на  восток, обычно  возмущаются  этой  традицией,  так  как  у  славян  эталон  поведения  Деметра,  а  не  Гера. Для  Деметры  отдать  детей  на  воспитание  отцу - кошмар) С точки  зрения  Геры  тут  все  правильно - она  продолжает с  ними  общаться  и  их  воспитывать (именно в  воспитании  она  видит  свою  роль  как  матери),  но  в  основном  эту  всю  "радость" со  стирками, уроками, нытьем  и  больничными тянет уже  муж.  (Заодно  оценит  ее  труд).



Во-вторых, Гера  рождает  детей,  чтобы  сделать  из  них  достойных  членов  общества.  Вот  это  "достойный" в  понимании  разных  Гер  разное.  В  хорошем  смысле  Гера  воспитывает адекватного человека,  не  хама,  не  быдло,  уважающего  других, умеющего  брать  на  себя  ответственность  за  свои  поступки,  понимающего,  что  не  все  позволительно, т.е.  достойного  члена  общества действительно.  Но если  Гера  сама  не  сильно  развита  и  умна,  то  тогда  к  сожалению,  успехом  для  нее  могут  быть  пустой  статус  и  деньги  или  слепое  следование  традициям.  Если  ребенок  не  соответствует  представлению Геры  о том,  "как  полагается",  она  фрустрирует  и  склонна  самоустраниться - опустить  руки,  "сбросить  ребенка  с  олимпа".  С гибкостью  у  Геры , к сожалению, часто плоховато,  если  нет  других  богинь.  Развитая  Гера,  тем  не  менее,  признает  свои  ошибки и помирится  с ребенком,  если  поймет, что  у  него  есть  своя  роль и  свое  призвание (как  и  произошло  с  Гефестом).  Неразвитая  Гера-  это  та,  кто  будет  кричать  "ты  мне  больше  не  сын" на  какую-нибудь  мелочь.  А  вообще,  дети  Геры  растут  в  довольно  жестких  морально - нравственных  нормах. Для  Геры  важно, чтобы  "ее  ребенок  вырос  достойным  человеком".  Для  Деметры  же  "покушал,  одет - прекрасно". Засчет  этого,  детям  Геры  мать  часть  кажется  холодной  и  властной,  и  часто  они  вырастают  с установкой "я  хороший,  если..".  Взамен,  если  Гера  развитая,  правда  становятся  достойными  людьми  с  точки  зрения  общества.  Тем  не  менее,  чтобы  решить  проблему  отношений  с  ребенком (чтобы  тоже  не  было  слияния  и  подмены  своей  жизни  жизнью  ребенка, чтобы ребенок не утонул  в  условностях "меня  любят  если"),  да  и  с  мужем,  Гере  нужно  разграничивать  себя  и  близких,  давать  место  свободным проявлениям,  давать  себе  и  близким  право  на  ошибки и  немного на  хулиганство.  Как  я  уже  говорила,  это  основная  проблема  архетипа.



Гера  в  пожилом  возрасте  может  стать  либо  еще  большей  поборницей  традицией,  либо  научиться  быть  более  гибкой  и  интегрировать  в  свою  картину  мира  знание  о  свободе  человеческого выбора  и  создать баланс между  свободой  и  долгом.  Если  сохранятся  отношения  с  мужем - это  большой  плюс  и  удовлетворение,  если  не  сохранятся,  то  Гера  и  без  него  королева,  если  ей  хватило  развития  осознать  это, и  она  не толклась  на  нижних  ступенях  архетипа ("пусть  муж  меня  обеспечит, на  нем  свет  клином  сошелся").  Так  что  Гера  очень  сильный архетип,  на  самом  деле, и  очень  недооцененный,  особенно  из-за  неудачной  подачи  Джин  Шинодой  Болен.  Вцелом  я  решила  написать  так  много про  нее,  потому  что не  разделяю тенденцию  задвигать  традиционные  женские  роли  как  отсталые  и архаичные, это  тоже  лишение женщин свободы  выбора, не  все  должны  быть  Артемидами  и  Афинами,  не  всем  это близко. Кроме  того,  есть  вещи,  где  Афина  и  Артемида  проиграют  Гере.  Ну  и у  любой  точки  зрения  в  мире  есть  своя  роль,  не  нужно  перекосов  ни  в  какую  сторону.

А  на  закуску, чтобы  сбавить  градус  серьезности  вот  вам мультик: из  Мулан - 2 про  "между  долгом и  желанием"  - про  то, что Гере  нужно  научиться  давать  себе  право  на  отдых  и  отсуплления  от  правил.  Иногда=) В  оригинале, так  как  при  переводе  многое  теряется.
https://www.youtube.com/watch?v=Wda-IlirzLs  и  на  русском https://www.youtube.com/watch?v=FUM0KNxJiGE

Tags: архетипы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments