Шехерезада 21 века (halibi) wrote in color_harmony,
Шехерезада 21 века
halibi
color_harmony

Category:

Акцентуации: как определить свою.

И  сегодня закончим  статьи об акцентуаациях тем, что постараемся  определить  свою  раскладку =)





Я  думаю, после  описания акцентуаций и  того, как  они  проявляются  в  одежде,  многие  уже  наметили  себе  "родные" акцентуации.  Тем  не  менее,  опредлиться  до конца  иногда  бывает  сложно, потому  что  чаще  всего  ни  одно  описание  не  подходит  на  сто  процентов.  По  идее, это  нормально, так  как  редко  в  характере  только  одна  акцентуация,  их  больше, и  они  взаимопроникают, влияют  друг  на  друга.  Так  и  формируется  личность.


Автор теории,  В.  Пономаренко,  считает,  что применимо  к  акцентуациям есть  "универсалы" и  есть  "специалисты".  У  универсалов  проявлены  несколько  акцентуаций (три чаще всего), у  "специалистов" одна.  По  факту  в  реальной  жизни  "специалистов" я  как-то  не  видела.  Вернее  скорее  всего они  наверное  есть  "от  рождения", но  для  адаптации  к  социуму нарабатывают  себе  и  другие  акцентуации.


Пономаренко  предлагает  представить  акцентуации  в  виде  столбчатой  диаграммы в  порядке  проявленности.  Самые  проявленные  акцентуации  заметны сразу,  обычно  доминанта  и  "субдоминанта", вторая.  Третью  тоже  обычно не  сложно  найти.  Дальше  можно  остановиться,  но  на  мой  взгляд, интереснее сделать полную  раскладку.  Дальше  скажу скорее  свои  наблюдения,  но  есть  подозрения,  что  если  акцентуации  1-3 - врожденные - они  есть с  детства (в  принципе, у  2-3  летних  детей   их  видно  уже,  даже  порядок появления), то  4  и  5 - адаптация  под  требования  социума.  Они  проявляются  человеком  довольно  осознанно,  постоянно  оперировать  ими  он не  может.  6 и  7 обычно  получаются  непроработанными - на  них  не  хватает  ресурса.


В  определении  акцентуаций  есть  подводный  камень - чтобы  правильно  определить  акцентуацию, нужно уловить  мотивацию, лежащую  под поведением, а  не  только внешнее  проявление.  Если  человек  рьяно сидит  за  модой, это  может  быть  истероид, а  может  быть...  тревожный (если  в  его окружении  это  принято,  чтобы  не  выделяться из  окружения). Если  человек  восторгается  каждой  птичке  и  снежинке, это  не  обязательно  эмотив, как  считает  Пономаренко,  это  "экзальтированный", который  в  его классификацию  не  входит,  но вцелом  часто  может  идти  под  руку  с  эмотивом, истероидом  и  гипертимом.  Если  человек  следит  за  собой, и  озабочен  внешностью - причина  может исходить почти  от  любого радикала, а  не  как  думает  Пономаренко (при всем уважении),  от  истероида. Поэтому  других  людей  как  раз  типировать  может  быть  сложновато.  Наша  задача  типировать  хотя  бы  себя=)

Еще  один  подводный  камень: "во  мне  есть  все  акцентуации" - да,  повендечские  шаблоны  всех  акцентуаций  будут.  Если  бы  совсем  не  было,  была  бы  неадаптированная  личность.  Даже  если  тревожный "в  минусе", это  не обязательно значит, что человек специально  ищет  себе  приключений  на  задворках  ночью ("а  что  будет - то?").  Наша  задача  посмотреть, какие  акцентации  работают  всегда, какие  время  от времени, а  какие  редко.


И  еще  камень (ох  уж  этот  сложный  внутренний  мир=)) степень проявленности  акцентуации , даже  ведущей,  может  быть  разная.  Профиль  может  быть  сильно  сглажен в  сторону  серединки, а  могут  быть  крайне  проявленные  акцентуации  и  крайне  отстающие.  Соответственно,  может  быть  тревожный, боящийся  всего  и  вся, а  может  быть  тревожный,  просто  надолго замирающий  в  новых  ситуациях.


И  конечно акцентуации  взаимопроникают, сглаживают или  усиливают  друг  друга.  про  некоторые  сочетания  я  напишу  пару  слов,  а  на  что  у  меня  не  хватит  примеров - с  радостью  послушаю  от  вас.


Истероид.  Делает  любую  акцентуацию презентабельнее и экстравертнее,  при  этом,  правда,  может  возникать  не  вполне  адекватная  оценка  своих  достижений (не  специально,  истероид  правда  не  видит, что  он  не  дорабатывает, что  где- то  не  дотягивает,  если  нет  акцентуаций, позволяющих  проработку  деталей.). Крайне  хорош  в  рекламе  и  образных  видах  искусства. Обычно  мимикрирует  под  другие  типы,  при  этом  сами  истероиды  в  себе  истероида  плохо  видят,  просто  из-за  того, что  истероидов  "многие  не  любят". По  факту  истероиды  многим  нравятся.  Зависит  от  развития  самого  человека   и того, где он себя применяет.

Истероид  +  гипертим = "стереотипный  экстраверт".  но  такой  экстраверт, с  которым  как  на  бочке  с порохом, даже  если  играет  в  сангвиника,  то  обычно  довольно  вспыльчив. часто  "душа  компании".  человек  ветер,  быстро  бросает  начинания.

Истероид+ параноял,  либо  харизматичный  лидер, который знает, что хочет, и знает, как это донести до других,  либо  упрямый павлин, как  повезет=)


Истероид  + эмотив = вершитель человеческих  эмоций,  человек понимает отношения, эмоции, прекрасное, умеет на это влиять. Почти всегда  нравится  людям.


Истероид +  тревожный = сложное сочетание, упоение  страданием, часто  роль мученицы\мученика.  "да  у  меня  все  плохо, и  я  несу  этот крест,  прекрасная  в  своем  смирении". Часто при этом человека бросает в крайности - от переоценки своих возможностей (притом признать его гением должны просто так, за то, что он хороший, показать себя сложно) до неадекватного обесценивания своих же возможностей и способностей с ноткой театральности (таких неумех как я еще поискать!!!=)). Тревожный дает истероиду сомнения.


Истероид + шизоид = либо  необычное  новаторское  творчество, Творчество  с  большой  буквы, особенно  если  эмотив не в минусе. либо  клоунада  и  эпатаж.  как  повезет=)

Истероид+ эпилептоид - дает проработанную до мелочей самопрезентацию. Субъективно  часто  пропускаю  его, поэтому  полную  его картину  дать  не  могу,  плохо  вижу  его.


Эпилептоид дает всем акцентуациям структурность, глубину и проработку деталей, а также некоторую медлительность и заторможенность, и  еще  ригидность.

Эпилептоид+ тревожный- боится всего нового, старается все сразу разложить в структуру. Если элемент в структуру не ложится, он вызывает страх и агрессию. Очень сильная привязанность к наработанным шаблонам. Тревожный усиливает ригидность эпилептоида.

Эпилептоид+ параноял- может сруктурировать и организовывать на достижение цели. Либо идеальный управленец, либо тиран (как повезет=))

Эпилептоид+ эмотив- сглаженная версия эпилептоида, более гуманная=)

Эпилептоид+ шизоид. Сложное сочетание. доводит до идеала одно и игнорирует другое.  не  слишком  ригиден, и  может  создать  хорошо проработанные  собственные  миры.


Эпилептоид +  гипертим.  Эпилептоид  дает  гипертиму глубину,  гипертим  дает  эпилептоиду  скорости  и  гибкости.  Довольно  сбалансированный  тип=). единственная  сложность - может  долго и  много  прорабатывать  детали, где  не  надо.


Параноял дает  всем  акцентуациям  собранности, и направленности.

Параноял+ шизоид = представление об идеальном мире, теории относительно идеального общества.

Параноял+ гипертим = неубиваемый паровоз, которых будет всех тащить к субъективному счастью=) Максимальное  количество  энергии.

Параноял+ эмотив-= более мягкий и гуманный параноял

Параноял+ тревожный - будет  направлять  все  силы  на то "как  бы  что не  случилось", притом пытаться направить в нужную сторону и других.

Эмотив смягчает  и  интровертирует  другие  акцентуации. Добавляет  много дум  о  людской  сущности  и  природе  гармонии. Эмотивом  как  раз  многие  хотя  оказаться,  путая  его  с  "экзальтированным " - бурным  восприятием.  Про  эмотива  и  его  особенности  и  отрицательные  черты  в  том  числе  я  писала  в  статье  об  эмотиве.

Эмотив + гипертим ищет  впечатлений, чтобы  питать  чувство  прекрасного.

Эмотив +  шизоид - ищет  прекрасное  в  странном,  тянется  к  неординарным  людям  и  предметам.

Эмотив +  тревожный - мягкий,  довольно  безобидный  человек (если  третьим  нет  паранояла  или  эпилептоида).  Пономаренко  под  чистым  эмотивом  описывал  скорее  сочетание  эмотив +  тревожный (кот  Леопольд) - тонко  чувствует, но  сложно  настоять  на своем. Чистый  эмотив  жестче.


Шизоид дает остальным  акцентуациям  оторванность  от  реального мира,  выход за рамки принятого, слегка  усложняет  социализацию.

шизоид+ гипертим - много странных и  не  странных увлечений, крайне широкий охват тем, от обычных до странных. С одинаковой готовностью обсудит как теорию  Дарвина,  так  и  теорию  плоской  земли и  путешествия  во  времени


шизоид + тревожный.  Человек сидит  в  своих  мирах  и  редко  из  них  вылезает.


Гипертим дает энергию, легкость и гибкость остальным акцентуациям. Ведущего гипертима  хорошо  видно  по  двигательной  активности = ему  буквально  сложно  усидеть  на  одном  месте  долгое  время - часто  меняет  позу,  нужно  переключаться.  Засчет  этого, кстати,  гипертим  менее  вынослив  чем  параноял.


гипертим + тревожный -  наверное  существует, но  не  встречала\не  замечала.


Тревожный прячет  проявления  других  акцентуаций до  определенного момента,  дает много  сомнений по  поводу  себя.  Как  ни странно, многие  видят  в  себе  тревожного, у  кого  его даже  нет.  Вцелом  некоторый  страх  перед незнакомыми  людьми  и ситуациями - абсолютная  норма, а  не  тревожная  акцентуация.  Тревожный  в  постоянном  напряжении  "вдруг  что  случится" по очень  маленьким  причинам.  Не  стоит  путать  и  тревожного с  эмотивом (может  избегать  общения  с  людьми, потому  что  конкретно  эти  люди субъективно  психически  не комфортны) и  шизоидом (может  избегать  общения  с  людьми, потому  что  не  понимает, что  от  него  хотят). Тревожный реальный "боится" не только  людей, а  и  других  ситуаций.



Моя раскладка акцентуаций  выглядит примерно  так:




Удачного самоопределения,  будет  интересно  почитать, у  кого что  вышло

Tags: в поисках стиля, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments