?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы продолжим рассказ о символике цвета в японской культуре и значении основных цветов.




С первой частью можно ознакомиться здесь: http://color-harmony.livejournal.com/227283.html?thread=9119443
При репосте или копи-пасте ссылка обязательна. За картинки и фото спасибо Pinterest и интернет.


БЕЛЫЙ цвет.
Белый цвет был священным, божественным цветом и император как потомок бога на главные синтоиские ритуалы надевал белые одеяния.
ПРи этом по буддийским представлениям белый считался цветом небытия, смерти. Тем не менее, в повседневной жизни, японцы чаще руководствовались синтоискими представлениями в использовании цветов.


Традиционный головной убор  и одежда невесты – белые - как символ духовной и физической чистоты и желания воспринимать новые цвета в создаваемой семье, одевается также для того, чтобы уберечь будущую жену от развития негативных качеств – сварливости, гнева.

913b71ccf3aaec89be8dfe2f14f17ddf868a58049437604fd90defe23a713b45640a963b627153ce725b915c44ac7b9b


ЧЕРНЫЙ цвет.
Черный – традиционный мужской цвет в Японии (для воинского сословия, для мужского свадебного наряда, для праздника мальчиков). И здесь мы видим противоречие с китайской системой 5 элементов, где черный отождествлялся с иньским началом.
Синтоистские священнослужители носят черные шапочки, как символ просвя(е)щенности.
2d42e0d6bc75edae0c2d628999fe4c34 ce51d2be5c33963d886c6f5ab7fc3b50

Часто родители и родственники одевают на свадьбу черные кимоно с вышитыми цветами и птицами (но не гербом).
e8160cadf79907e335e9b20c1eb2cfa9
dc445f67167426502e1ff2602b1e7040

КРАСНЫЙ цвет.
VI- XVIII века можно назвать эпохой буйства красного в Японии.
"Мы, люди, наполняемся благоговением, когда розовое солнце появляется над горизонтом даря тепло, а значит жизнь или наоборот, касаясь линии, нагоняет страх перед неизвестностью. Мы можем контролировать огонь и использовать его для обогрева и приготовления пищи. Вот почему мы чувствуем определенное почтение перед солнцем и огнем". Так писал о красном символе Японии - Солнце - один из японских философов.

До сих пор японцы часто используют красный цвет. Множество древних храмовых построек имеют красный цвет. Самыми известными из них являются главный зал замка Сюри, а из современных построек - Токийская телебашня. Одежда монахов была красного цвета, по сей день каменные и бронзовые фигуры божеств, стоящих на территории храмов, покрывают красной материей в виде одежд. В период праздников столы для торжеств в храмовых комплексах покрывали красными полотнами и коврами.
Красным цветом также окрашивали различные праздничные сувениры и обереги. Например, талисманы, призванные защищать детей, представляли собой небольших коровок, окрашенных в красный цвет (Aигурки игрушки акабеко (красная корова)появились в конце 16 начале 17 вв. Долгое время люди верили, что акабеко способна уберечь от оспы и других болезней. Является амулетом для детей.)
tokyo_television_tower01_zoom
707px-Itsukushima_torii_angle
Символика красного: мир, безопасность, процветание семьи. Позже к значению добавляется власть и богатство.  Цвет праздника.
В театре Кабуки красные полосы на лице актеров означают справедливость, доблесть, а алые – магию, колдовство.
Красный – цвет лета.

14695
Akabeko_from_Wakamatsu
АОЙ = Сине-зеленый-голубой.
При помощи данного слова обозначаются все оттенки синего, голубого и зеленого.

XVIII- XIX вв. - эпоха синего. Сёгуны требовали, чтобы каждый класс имел свой собственный вид одежды, часто издавались указы, запрещающие потворство роскоши. Большая часть населения ходила в сером и синем. Индиго был практически единственным доступным красителем. Техника крашения тканей передавалась из поколения в поколение исключительно по материнской линии, потому что это была одна из основных обязанностей японской женщины.
Конечно же, в столичных мастерских, прежде всего в Киото, мастера владели и другими секретами крашения привезенных из Китая и Кореи. Ткани и сделанные из них кимоно представляли произведения высочайшей ценности. Но женщины из крестьянских семей не имели ни времени, ни возможности на такие изыски. Использование индиго привлекало своей простотой, доступностью и прочностью окраски. В Японии до сих пор сохранилась эта техника крашения тканей, которые имеют оттенки от глубокой синевы цвета неба и моря, символа высоты и глубины до ярчайшей голубизны.
4c751015c27fbe2962d222e6bf23daf5
8e4fd637a9e81d050a4f60828738ef5c7db95121b3dfa1902ffe0621de1ed2a7
Цвет бесконечности и всего мистического. Не является праздничным цветом, часто используется в посведневности. Синий цвет широко использовался в одежде простого народа в связи с доступностью красителя и широкой гаммы оттенков.
В театре Кабуки лица отрицательных персонажей украшают синие узоры.
88459986_large_image001
d033282fabe706bfe03fd74fe08d6deb


Хотелось бы сказать несколько слов об особенности японского цветовосприятия.  Главным является желание различать большое количество оттенков. С точки зрения фактов: основным сырьем для получения красителей в Японии были растения и минеральные пигменты, и практически все из них после первого окрашивания ткани давали только легкий оттенок. Цвета получались не только светлыми, но еще и не всегда яркими, чаще всего с сероватым оттенком. Данное обстоятельство сильно повлияло на формирование цветового восприятия японцев. Люди были способны различать гораздо более тонкие нюансы одного цвета, чем мы различаем сейчас (еще и потому что  современный человек привык к ярким цветам), и умели составить такие сочетания, в которых каждый оттенок был бы выгодно подчеркнут. Конечно, насыщенные и яркие цвета в костюме тоже присутствовали, но редко, потому что на их фоне терялись все остальные. Кроме того, придворные пользовались многочисленными трактатами, где описывались сезонные сочетания многослойных одеяний, потому что соблюдение этих правил было так же важно, как следование ранговому регламенту.
13cf1e9847c78de08ae2e3759ae41447 901668c838078e80a82548306395abac
0b52e559809ebdf370daab3bbde8f825
В искусстве в контексте данной особенности цветовосприятия были популярны образы, просвечивающие через ширму, воду, растения. Часто этому приписывался мистический и философский контекст.
В связи с этим становится понятным многослойность в одежде - когда нижний цвет просвечивается через верхнюю одежду, создавая нежный, светлый или же мягкий оттенок.

Список использованной литературы:
Шиманская А. Семиотика цвета в культуре Японии (диссертация). М.-2014.
Манаенкова Е.С. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ. // http://www.scienceforum.ru/2013/155/1766
МЕДКОВА Е. Ключи к символике японского изобразительного искусства. //http://art.1september.ru/article.php?ID=200801304
Хованчук О. А. Особенности формирования японского традиционного костюма и эстетического мировоззрения. // Ойкумена. 2009. № 4
Япония в цвете: краски Японии . http://russia-n.nmjapa.ru/iro
Кручина Е. Panasonic Ideas for Life. Информационно-развлекательный журнал, N 8 (2005)
Запрещенные цвета. http://vk.com/wall-54773270_100
(Макото Аока. Японские цвета. Токио. 1979)
Антропология цвета. //
https://books.google.ru/books?id=edRu0Dq69NcC&pg=PA295&lpg=PA295&dq=japan+color+history&source=bl&ots=eMGxhUMJvH&sig=4AmMjTCIyrvOoSNkCUJQCPjoWGQ&hl=ru&sa=X&ei=DWaWVMv8E8idygS0voHIDw&ved=0CDkQ6AEwAw#v=onepage&q=japan%20color%20history&f=false

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
regalita
Apr. 10th, 2015 06:59 am (UTC)
какая кошка! :)
очень красиво, спасибо за рассказ!
hellenza
Apr. 10th, 2015 08:03 am (UTC)
Спасибо))) Очень японский стиль изображать проникновение цвета. Японское искусство кстати, сильно повлияло на становление импрессионистов.
zeeebda
Apr. 10th, 2015 07:39 am (UTC)
Спасибо большое за статью! Не знала почти ничего об отношении к цвету в Японии. Очень познавательно. А ещё поймала себя на мысли, что хоть и живем мы все вместе на одной планете, но они совершенно по другому воспринимают цвет, иная философия во всем. Они немножко инопланетяне для меня - далекие, высокоразвитые, непонятные и в тоже время очень интересные и привлекательные.
hellenza
Apr. 10th, 2015 08:06 am (UTC)
Именно так воспринимают японцев большинство - просто катастрофически мало информации (чему сами японцы способствуют)))) - как научной, так и популярной. А там где не хватает знаний начинаем конструировать загадочную и далекую страну.... Поэтому некоторые называют Японию страной постмодерна (не от слова модный), а от философии постмодерна и склонности к воображариуму)...
zeeebda
Apr. 10th, 2015 08:30 am (UTC)
Так у всех свой подход - какие-то страны стремятся распространять, а некоторые даже насаждать свою культуру в мир, другие же, как та же Япония, стремятся к сохранению своей культуры в рамках своей страны и большего им, по сути, не надо. Конечно недостаток информации пробуждает в человеке желание дофантазировать :) И в тему постмодернизма мне почему-то вспомнился Бодрийяр с его гиперреальностью, симулякрами. Извините, Остапа несло :)
hellenza
Apr. 10th, 2015 09:04 am (UTC)
Тут скорее Эдварда Саида стоит вспомнить)
Да и вообще японцами не все так просто))) с 1980-х растет популярность японской культуры (но только ее современной части - анимэ, манга, j-pop) благодаря стараниям министерства иностранных дел, министерства экономики, японского фонда и прочих организаций - т.е. это государственная политика, которая финансируется государством по конструированию "современной и загадочной Японии". О многих странах информации мало - тот же Китай - простой человек (не востоковед) назовет лишь пару городов-миллионников Китая и почти ни одной провинции, что уж говорить о главе государства. Аналогично - Иран, Индия.... Но только Япония овеяна волшебным туманом..
zeeebda
Apr. 10th, 2015 05:07 pm (UTC)
К сожалению, не знакома с работами Эдварда Саида.
Что касается современной японской культуры, то вот она мне как раз никак не интересна. Про Китай и Иран действительно мало известно. Про Индию чуточку побольше, вероятно в силу того, что многие наши молодые соотечественники уезжают туда на зимовки.
Думаете волшебный туман вокруг Японии результат хорошей государственной внешней политики?
hellenza
Apr. 10th, 2015 09:40 pm (UTC)
Я также больше очарования нахожу в традиционной японской культуре и природе)
да, считаю, что волшебный туман - первое впечатление при упоминании Японии - это результат целенаправленного конструирования идентичности при поддержке государства. Soft power.
duuja
Apr. 10th, 2015 10:03 am (UTC)
Спасибо большое, очень интересно! А про желтый цвет будет?
hellenza
Apr. 10th, 2015 10:20 am (UTC)
Благодарю.
Про желтый будет информацию в блоке про современные цвета Японии - просто цвет появился гораздо позже остальных)
duuja
Apr. 10th, 2015 10:59 am (UTC)
Ого! Ясно ) спасибо!
tasha_oknesar
Apr. 10th, 2015 12:02 pm (UTC)
Очень интересный рассказ и список использованной литературы впечатляет.
От себя могу добавить, когда я занималась фэн-шуем, то с использованием цвета была прям беда. Еще тогда я задумалась, что эта самая универсальная китайская система, не такая уж и универсальная. Вот тем самым японцам она уже и не подходит. Думаете это волшебство, ага щас!!! Ну ладно иррациональное задействовано на всю катушку, но без преславутого психологического вмешательства в мозг человека чудес не будет. И вот объясни японской женщине, что черный цвет - женский цвет, сопряженный со стихией воды, да она и слушать тебя дальше не будет. А белый цвет значит у японцев - женский "оберегает молодую жену от сварливости и гнева". А в фэн -шуе белый цвет - цвет МЕТАЛА: воина-защитника, борьбы если хотите: "тигр никогда не будет повержен - это квинтэссенция вопроса", путешествий, активных передвижений и действенной помощи. А с нашими было еще печальней. Приходит к тебе человек со стойким желанием сделать карьеру, а ты к нему такая с советом "поставьте свое фото в ЧЕРНОЙ рамке в северную часть комнаты". Да лучше бы он послал, а если выполнит, представляете на ЧТО будет настроено его подсознание. Вообщем на том свете карьера ему будет уже ни к чему.
Ну и по поводу цветового восприятия японцев и улавливания разных оттенков, тут у меня пару моих любимых изображений с философским смыслом, вроде из этой оперы:

hellenza
Apr. 10th, 2015 12:13 pm (UTC)
Спасибо за дополнение) Восприятие базовых цветов у китайцев и японцев различается: черный и белый - полные антиподы. Ваш пример прекрасно это иллюстрирует.
При этом красный и синий, позже желтый - более схожи (формирование слов и их семантической окраски происходило в период тесных контактов между этими странами и !!! не противоречило синтоизму).
ximerakes
Apr. 10th, 2015 03:21 pm (UTC)

Очень интересно, ждем продолжения

hellenza
Apr. 10th, 2015 09:40 pm (UTC)
Спасибо)
halibi
Apr. 12th, 2015 04:02 pm (UTC)
Очень интересно=))
К удивительной игре оттенков, вспомнила, как чуть больше года назад в Москве проходила выставка кимоно. Так как раз очень удивительные были переходы цвета, часто они и текстура ткани создавали почти 3D изображения. Это конечно уже современность, но очень впечатляет



hellenza
Apr. 12th, 2015 11:08 pm (UTC)
Спасибо) Фото завораживающие!
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com