?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаем тему хлопковых тканей.
Пост о дениме уже был в сообществе, прочитать его можно здесь:
http://color-harmony.livejournal.com/105453.html

Мы, в свою очередь, напомним основную информацию и добавим немного интересных деталей.

Деним

Дени́м (фр. denim) – плотная хлопчатобумажная ткань саржевого плетения, наиболее популярный материал для изготовления джинсов. Имеет характерное диагональное плетение основой наружу 3×1 (основа подныривает под каждую 3-ю нить утка, а он под каждые 2 из 3-х нитей основы). Согласно одной из версий происхождения названия, слово "деним" произошло от французского "serge de Nimes" - "саржа из Нима", т. к. ткань поступала в США из французского города Нима. Там она производилась, начиная с 300 года н. э. Из денима в 1950 году Леви Стросс изготовил первые в мире джинсы.

Традиционный деним состоит из неокрашенного утка и окрашенной основы. Классическим красителем для этого материала является индиго. Плотность классического денима составляет 440-490 грамм на квадратный метр, тяжелых видов – от 525 гр/кв.м, облегченных – 340-440 гр/кв.м.

Разновидности денима:

Экрю (Ecru) - неокрашенный деним:

Стрейч (Stretch) - деним с добавлением эластана, спандекса и других полиуретановых волокон, придающих ткани эластичность. Этот вид денима обычно используется для пошива женских моделей одежды облегающего силуэта.

Шамбри, или шамбре (Chambray) - тонкий легкий деним. Его плотность составляет 130-235 гр/кв.м по сравнению с показателем 440 гр/кв.м классического денима.

Ломаная саржа (Serge) - деним с плетением “елочкой”. И него впервые были пошиты джинсы Wrangler модели 13MWZ в 1964 году. До сих пор изделия из ломаной саржи остаются визитной карточкой бренда.

Селвидж (Selvedge) - изначально кромка ткани с вплетенной цветной нитью. В XX веке американская ткацкая фабрика Cone Mills добавляла в джинсовую ткань цветную нить как идентификатор заказчика для каждого конкретного рулона: Levis - красная нить, Lee - зеленая, Wrangler - желтая.
Ткань производилась на станках челночного типа и ширина рулона была достаточно узкая — 33 дюйма. При раскрое внешний шов приходился на кромку, что было очень удобно и экономило время на обработку швов. Боковые швы из-за кромки не распускались и не требовали дополнительной обработки.
В дальнейшем, с усложнением кроя джинсов и раскладки деталей селвидж стал исчезать и уступил место оверлоку. Селвидж в современных моделях это дань моде на аутентичные джинсы. По названию этой кромки селвиджем также называют и саму ткань с кромкой этого типа.

Джин (Jean) - хлопчатобумажная ткань из диагонально переплетенных нитей с гладкой поверхностью и преимущественно однотонной окраской. Является самым дешевым типом денима, т. к. нити, из которых изготавливается материал, не скручены. Кроме того, материал имеет небольшую плотность.
Название ткани происходит от Genoa – искажение названия города Генуя. Качество хлопка для изготовления джина ниже, поэтому и ткань худшего качества.

Джинс (Jeans) - ткань, изготовленная из скрученных нитей с гладким утком. Является более качественной и дорогой по сравнению с Jean.

Деним (Denim) – плотная, шероховатая ткань из предварительно скрученного хлопкового волокна. Имеет темно-синюю окраску и отбеленный ворс. Обладает наиболее высокими характеристиками прочности и износостойкости. Является дорогим видом денима.

Также существует утепленный деним (thermo-denim) – деним, соединенный с легкой тканью типа байки с помощью термоклеевой прокладки.

В синий цвет окрашены джинсы благодаря индиго. Индиго - слово испанского происхождения. Это самый старый известный человечеству краситель, он использовался в древней Греции, Риме, Мезоамерике, Иране, Египте, а происходит, скорее всего, из Индии. Это классическая и наиболее узнаваемая краска, ассоциирующаяся с голубыми джинсами.
Получают индиго из экстракта растения Indigofera tinctoria (индигофера красильная). Оно растет в Индии и Китае. Цвет индиго расположен в спектре между синим и фиолетовым, с длиной волны 420-450 нм. Краситель индиго - кристаллы фиолетового цвета. Из-за того, что кристаллы индиго малорастворимы, процесс окрашивания им довольно сложен.
В Европе индиго растворяли в моче. Получался раствор желто-зеленого цвета, окисляясь на воздухе, он становился синим. В Японии индиго растворяли, подогревая в керамических ваннах, в кислом благодаря жизнедеятельности термофильных анаэробных бактерий растворе. В Англии для этих целей использовали трисульфид мышьяка. В Китае не растворившуюся массу красителя наносили непосредственно на ткань, окисляя сульфатом железа.
Адольф фон Байер (Иоганн Фридрих Вильгельм Адольф фон Байер) — Нобелевский лауреат, сын офицера прусской армии, получивший титул за заслуги в научных изысканиях, — синтезировал чистый индиго (1883) и предложил его структурную формулу. Эти работы Байера сделали возможным промышленное производство синтетического индиго (pure indigo).

Синтетический краситель индиго вскоре вытеснил естественный. Он дает чистый и стабильный цвет, в процессе эксплуатации меньше выцветает и мало меняется.
Индиго растительного происхождения (natural indigo) не удается до конца очистить от различных примесей. Они дают различные оттенки и невозможно предугадать какие. Цвет natural indigo никогда не бывает ровным и предсказуемым. Джинсы такой окраски ведут себя очень по разному, какие то вытираются быстрее, какие то сохраняют темный цвет даже при частых стирках. Такие джинсы уникальны и неповторимы. В настоящее время в подавляющем большинстве джинсы окрашены чистым индиго, а джинсы из денима с окраской натуральным красителем очень сложно найти и стоят они очень дорого.

Уход за денимом несложен (за исключением шамбри). Вещи из денима хорошо переносят машинную стирку, однако предпочтительно стирать их в холодной воде, т.к. деним может дать сильную усадку, а краситель иногда может немного смываться. Стирать нужно, вывернув вещь наизнанку, отдельно от вещей из других тканей. От отжима лучше отказаться и дать воде стечь естественным образом.

Жаккард

Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей.

Своеобразный рельефный рисунок, который получается в результате сложного переплетения на плотной ткани, напоминает гобелен. Чем толще нити, применяемые в переплетении, тем прочнее ткань.

При изготовлении этого вида ткани используют два способа окрашивания. Первый способ: нити окрашиваются предварительно, заранее. Такой способ делает ткань особенно прочной. Второй: на готовую ткань наносится печатный рисунок и потом специальными красителями, иногда с применением особых пропиток окрашивается непосредственно ткань с рисунком. Второй метод используют при изготовлении жаккардовой ткани из смесовых тканей (например, когда сочетают хлопок и полиэстер).

Название материала произошло от имени изобретателя – французского ткача Джозефа Мари Джаккара (Joseph Marie Jacquard, 1752 – 1834). В 1808 году он представил станок для плетения жаккарда, который стал одной из самых совершенных машин для производства ткани. Сложный рисунок, ранее создаваемый ручным способом, теперь стал закладываться в память станка. Уникальность механизма состояла в возможности контроля отдельных основ нити при формировании навеса для каждого направления нити. Последовательность формирования утка нити для каждого узора программировалась и подавалась в упряжной механизм через перфорированные карты. Идея перфокарт впоследствии была использована в первых вычислительных машинах и компьютерах. До настоящего времени принцип изготовления жаккарда на ткацком станке остался практически неизменным, за исключением увеличения скорости работы и использования компьютера для управления современными механизмами.

Первой фабрикой в России, оснащенной такими станками, была фабрика Юсуповых в Купавне под Москвой; "купавинские" покрывала и шали стоили много дешевле и были доступны более широкому кругу покупателей, поэтому в пору господства в моде шалей они стали признаком не слишком высокого происхождения и посредственного вкуса их обладателей.

Из жаккардовых тканей шили дамские платья, шали, им отделывали костюмы и верхнюю одежду.

В ХХ веке жаккард по-прежнему остался одной из самых красивых тканей, используемых для пошива женского платья.

В настоящее время жаккард делится на сатин-жаккард, из которого шьют постельное белье и столовые принадлежности:

И стрейч-жаккард - с добавлением волокон эластана, предназначенный для пошива одежды.

Жаккардовые ткани прочны и долговечны, слабо растягиваются и истираются, хорошо сохраняют окраску, слабо подвержены влиянию перепадов температур.

Правила ухода за тканями с жаккардовым переплетением обычны. Стирка желательна в нейтральном порошке и при невысоких температурах (30 °С). Крайне нежелательно отбеливать и отжимать, а также сушить под прямыми солнечными лучами. Гладить лучше с изнаночной стороны.


Зефир

Зефир - хлопчатобумажная ткань из кручёной белёной пряжи, вырабатываемая полотняным переплетением с характерными узкими продольными полосками, называемыми просновками, которые образуются утолщенными нитями основы или цветными нитями.

Иногда встречается шерстяной зефир: на его изготовление идет лучшая и самая тонкая овечья шерсть.
Зефир выпускается отбеленным, гладкокрашеным, в полоску, клетку. Применяется для мужских рубашек и женских блуз.

Канва

Канва́ (фр. canevas) — сетчатая хлопковая, льняная (или смешанная по составу) ткань, а также основы из других материалов. Применяется для вышивания счетным крестом, несчетным крестом, гладью, гобеленовым швом, в ковровой технике и т. д. для изготовления подушек, ковров, вышитых картин, сумочек, шкатулок и другого, иногда как прокладочный материал в одежде.

Вышивка на канве относится к рукоделию, которое закрывает всю поверхность канвы вышивкой.

Готовую вышивку на канве можно перепутать с гобеленом, который относится к тканым узорам. Переплетение данных направлений пошло с эпохи королевы Елизаветы, рукодельницы которой с энтузиазмом копировали узоры европейских гобеленов на канву. Работы фламандских мастеров по гобелену, в которых переплетался шелк с металлическими нитями, были очень дорогими. Вышивка на канве узоров с гобеленов была доступной по средствам домашней рукодельной имитацией.

Во времена королевы Елизаветы, в Англии, вышивка на канве была чрезвычайно популярной. Не только гобелены, но и плетения из трав, гравюры на дереве, и разноцветные ковры, пришедшие из Ближнего Востока, были ресурсами, с которых копировались вышивки на канве. Вышивка на канве украшала интерьеры великих феодалов: балдахин над кроватью, настенные панели, диванные подушечки, скатерти и покрывала для буфета. Надо принять во внимание, что это были времена жестких скамеек, а не пышных кресел двора королевы Елизаветы, и что спальня была вместе с тем и кабинетом или полу-публичным местом в благородном доме. Так чувство тепла, роскоши и комфорта, которые были главными домашними атрибутами состоятельности, внушались работами выполненными в технике вышивке на канве.

Канва в средневековье была больше сродни мягкому льну, в противоположность той канве, которая нам известна сейчас. Часто эта канва была такой мелкой, что на ней могли уместиться несколько сотен стежков выполненных в ее квадратиках шелковой нитью. Полотно канвы описывалось как "тяжелое", "сильное" или "грубое", и производилось из пеньки, и было прекрасно текстурированной тканью.

В XVIII-XIX веках появилась льняная канва, затем - хлопковая, а ХХ век привнес свой вклад в виде пластиковой канвы и канвы из синтетических материалов.

В настоящее время основа для вышивки бывает нескольких видов:

- Аида;

- Хардангер,

- равномерная канва (хлопок),


-неравномерная канва (канва с волокном неравномерной толщины, используется в основном лен и льняные смеси),

- пластиковая канва,


- накладная канва для вышивки по одежде (она подразделяется на удаляемую выдергиванием и водорастворимую),


- перфорированная бумага,

- страмин.

Наиболее удобна для вышивки счетным крестом канва Аида, состоящая из 100 % хлопка. Ее полотно представляет собой основу из жестко переплетенных нитей 4×4, образующих четкие квадраты. Крестики на такой ткани без особых усилий получаются ровными и красивыми.
Канва равномерного переплетения, в отличие от Аиды, не имеет четко обозначенных квадратов для стежков, поэтому вышивать по ней труднее. Однако вышивка на такой канве смотрится лучше, так как свободная от вышивки часть канвы остаётся однородным полотном без дырочек и ячеек. Вышивают на такой канве через 2 нити, отсчитывая их по горизонтали и вертикали.

Tags:

Comments

razgulyaya
Mar. 27th, 2014 03:03 pm (UTC)
Осмелюсь заметить, что тканью равномерного переплетения может быть (или не быть) и льняное, и хлопковое, и смесовое полотно, если количество нитей на единицу площади по утку и по основе у этой ткани одинаково. Льняные "равномерки" характерны неравномерностью структуры - но "канвой неравномерного ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ" их, пожалуй, назвать нельзя.
harmoniq_app
Mar. 27th, 2014 03:50 pm (UTC)
Вы совершенно правы, плетение может быть равномерным или неравномерным независимо от вида волокна, из которого оно выполнено.
Льняное волокно указано как основное для канвы неравномерного переплетения, так как этот вид канвы чаще всего изготавливается именно из него.
razgulyaya
Mar. 27th, 2014 03:57 pm (UTC)
Извините, я тут как раз возражаю против термина "канва неравномерного переплетения". Если она именно такая (неравномерное переплетение = разное количество ниток в дюйме по утку и по основе), то она - не канва. В смысле, не специальная ткань для счетной вышивки, поскольку не соответствует базовому функциональному принципу.

Если количество нитей одинаково - то переплетение равномерно, но структура бывает разной. Хлопок или смесовое полотно - гладкие нити, ровные по всей длине. Лен - местами возможны утолщения нити, и наоборот. Но при всей неравномерности структуры равномерность переплетения остается базовым свойством этого вида тканей.
harmoniq_app
Mar. 27th, 2014 04:05 pm (UTC)
Все, поняла, где ошибка, вы конечно же правы. В тексте речь должна идти о неравномерности волокна, а не плетения, иначе смысла в такой канве нет.
Сейчас поправлю в посте.
Спасибо большое!
razgulyaya
Mar. 27th, 2014 04:07 pm (UTC)
И вам - спасибо. Если после поправок в посте мои предыдущие комментарии станут неуместны - распоряжайтесь ими на свое усмотрение. :)
harmoniq_app
Mar. 27th, 2014 04:09 pm (UTC)
Комментарии очень уместны, они очень подробные и понятные :)
Вы, наверное, вышиваете?
razgulyaya
Mar. 27th, 2014 04:18 pm (UTC)
Вышиваю. И была неимоверно счастлива пару лет назад, обнаружив, что равномерные ткани - существуют! :)

http://www.pichome.ru/image/DRS - вот льняная равномерка (Dublin)
http://www.pichome.ru/image/DRw - а это хлопок (Linda)

По ощущениям: этот конкретный лен более воздушен, разрежен, изящен. А этот конкретный хлопок плотнее и грубее. По льну приятнее вышивать, легче работать. Но хлопок дает бОльшую близость к "сермяжно-посконности", уместной в народной вышивке.
Это при том, что исторически-то никакого хлопка в русской вышивке не водилось изначально - лен-конопель, и все тут! :)

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com