harmoniq_app (harmoniq_app) wrote in color_harmony,
harmoniq_app
harmoniq_app
color_harmony

Category:

Хлопок, часть 8. Ткани из хлопка: бязь, вельвет, вуаль.

Продолжаем тему хлопковых тканей.
Предыдущие посты серии можно посмотреть по тэгу "ткани".
Сегодня поговорим о бязи, вельвете и вуали.


Бязь
Бязь (араб. bäzz) - ткань полотняного переплетения из кардной пряжи.




Бязь выпускается суровой (неотделанной) и отбельной, набивной и гладкокрашеной. Отбельная бязь обычно называется полотном.

Бязь является недорогим материалом, экологически чистым и гигиеничным Бязевый способ плетения обеспечивает ткани прочность износостойкость и низкую сминаемость. Эта ткань хорошо впитывает влагу, пропускает воздух и сохраняет тепло, поэтому широко применяется при пошиве постельного белья, детского и нижнего белья.
Начало производства бязи в России является заслугой трех кинешемских фабрикантов. Член Императорского Русского Географического Общества И. Аксаков, написавший в 1858 году ценное исследование о торговле на Украинских ярмарках, говорит:
"Весьма замечательная по сбыту своему бумажная материя, известная у торговцев под именем американского или одесского бумажного полотна, или бязи. Американским называется оно потому, что первые стали его делать американцы, одесским - потому, что прежде всего оно появилось в Одессе, а "бясь" или "бязь" - испорченное слово турецкое или татарское, заимствованное нашими торговцами от караимов или бессарабских покупателей. Переимчивые кинешемцы, встретив эту материю в своем украинском ярмарочном кочевании, завели тканье бязи у себя на фабриках, и вскоре затем русская бязь появилась в продаже на Украинских ярмарках у трех кинешемских фабрикантов - у Разореновых и двух Коноваловых".
Эта выписка свидетельствует, что Разореновы с Коноваловыми были теми "переимчивыми", или вернее - предприимчивыми кинешемцами, которые ввели изготовление бязи в России.

Бязь использовалась для опашей, кафтанов и другой верхней одежды как подкладка, из нее шили недорогие сорочки и рубахи.

В XVIII—XX веках отбеленная бязь служила для пошива нижнего солдатского белья, так как была дешевле миткаля, который шел на белье более обеспеченных слоев населения. Бязь такого сорта в торговле получила название "шиля".

Крашеная, чаще одноцветная бязь использовалась в XVIII-XIX веках для подкладки, а в ХХ веке - для дублирования костюмных и пальтовых тканей, изготовления мешков для транспортировки пищевых продуктов, реже в качестве бельевого полотна. Набивная бязь шла на дамские и детские платья. Лучшие сорта бязи - более тонкие, с последующей отбелкой - назывались ханагай и применялись в быту любых сословий. Во второй половине ХХ века мода к бязи почти не обращается, и она становится в основном тканью для домашнего хозяйства - из нее изготавливают постельное белье, реже - скатерти и кузонные полотенца. Иногда встречаются предметы одежды - платья, юбки, рубашки, сшитые из бязи - в основном в этническом или рустикальном стиле.

Одним из самых важных свойств бязи является ее устойчивость к различным химическим воздействиям и выгоранию. Она прекрасно сохраняет рисунок даже после множества стирок.

Бязь легко отстирывается с мылом или стиральным порошком при автоматической или ручной стирке. При стирке белья из бязи следуйте правилам ухода, которые указаны на этикетке. В зависимости от типа окрашивания, бязь следует стирать при температуре 30-60 градусов. Для отбеленной бязи температура воды при стирке может быть гораздо выше, ее можно даже кипятить в мыльном растворе при сильных загрязнениях.
Благодаря устойчивости к химическим воздействиям бязь можно стирать любыми синтетическими порошками. Постельное белье из бязи прекрасно переносит машинную сушку на высоких оборотах, оно быстро сохнет также и на открытом воздухе. Белье из бязи лучше всего гладить в чуть влажном состоянии. Как и любое белье, бязь может немного сесть после стирке, но незначительно. Если постельное белье или другую вещь из бязи перекосило после стирке, то значит это либо не бязь, либо бязь, но плохого качества.

При выборе изделий из бязи необходимо обращать внимание на плотность ткани. Из-за роста цен на хлопковое сырье в последние годы производители удешевляют себестоимость изделий, уменьшая плотность ткани, в результате чего дешевая бязь гораздо больше походит на ситец, чем на собственно бязь. Качественная бязь - толстая, плотная, непрозрачная на просвет.

Вельвет

Вельвет (лат. villosus – "волосатый, мохнатый") - плотная хлопчатобумажная или синтетическая ткань, имеющая на лицевой поверхности продольные рубчики из хлопчатобумажного (уточного) ворса, вырабатываемая из сравнительно тонкой пряжи. Является одной из разновидностей бархата, однако в российской классификации чаще всего выделяется как отдельная группа тканей.

Вельвет может изготавливаться V-образным способом, когда нить утка один раз перекрывает нить основы, и W-образным методом («face-to-face»), когда нить утка перекрывает нить основы дважды. В готовом полотне уточные перекрытия разрезаются, образуя ворс.
Обычно вельвет выпускается однотонным или набивным с рисунком в виде клеток, полосок и т.п. Из вельвета шьют костюмы, зимние платья, куртки, брюки, юбки.
В английском языке слово velvet означает бархат, а вельвет называется corduroy.

Вельвет может быть изготовлен из хлопка или смесовых волокон (хлопок и эластан; хлопок, полиэстер и эластан).

Выделяют следующие виды вельвета:

- вельвет-корд - ткань с широкими (около 5 мм) рельефными рубчиками, расположенными по длине ткани. Ворс высотой до 1,5 мм образуется за счет разрезания специальных уточных нитей. Чтобы получить ворс повышенной густоты и добиться прочного его закрепления в ткани, вельветы вырабатывают с очень большой плотностью по утку (в 2,5—3 раза выше, чем по основе). После разрезания ворсовых нитей ткань подвергают опаливанию, стрижке, крашению, ворсованию и другим отделочным операциям. Вельвет-корд выпускается гладкокрашеным в черный, синий, коричневый, бордо, зеленый и другие цвета, а также набивным. Вельвет-корд характеризуется повышенной несминаемостью и хорошей износоустойчивостью.

- вельвет-рубчик - ткань с шириной рубчика 2-3 мм и низким ворсом, значительно менее плотная, чем вельвет-корд;

- фасонный вельвет - ткань, сочетающая гладкую и ворсованную поверхности; его еще называют тисненым вельветом. В настоящее время почти не производится.

- вельветон (“обезьянья кожа”) - плотная ткань с густым бархатистым начесанным ворсом на лицевой стороне. Обычно применяется для пошива верхней и спортивной одежды.

- микровельвет – ткань с шириной рубчика 1-1,5 мм.

Вельвет появился в эпоху Средневековья и использовался как материал для штор. Позднее из него стали шить наряды для французских коронованных особ. В России вельвет появился во второй половине XIX века как материал для обивки мебели. Для пошива одежды его стали применять только в начале XX века, а особую популярность он приобрел в 60 – 70-е годы.
В США существует Клуб ценителей вельвета The Corduroy Appreciation Club, основанный Майлзом Роганом в 2005 году. Собрания клуба по традиции проходят 11.11 или 11.1, т. к. эти числа кажутся руководителю наиболее соответствующими структуре вельвета.

Вельвет в настоящее время не является остромодным, однако некоторые предметы одежды из него во многом стали классикой: жакеты и пиджаки, брюки и костюмы.

Одежду из вельвета необходимо стирать в стиральной машине в деликатном режиме при температуре воды 30-40 градусов. Перед стиркой обязательно выверните вещь наизнанку. Отжим и сушку в стиральной машине используйте осторожно, поскольку нежный ворс легко приминается и повреждается. Как и любую другую вещь из ворсовой ткани, регулярно очищайте от пыли и прицепившихся ниточек.
Утюжить вельвет нужно с изнаночной стороны ткани с применением пара, температура 2 ("шерсть"). Вельвет даёт заметную усадку. Увлажненный вельвет нужно сушить на махровом полотенце. Опасно гладить всухую (без увлажнения, пара) - может примяться ворс. Утюжьте на мягкой основе - на махровом полотенце или на кусочке бархата, который положен ворсом вверх.
Если не обойтись без утюжки с лицевой стороны ткани, то непременно используйте прокладочную ткань, не прижимайте сильно утюг к ткани - иначе примнется ворс и ткань залоснится.

Если ворс на изделии из вельвета все-таки помялся, можно исправить это следующими способами:

1. Обработать паром, держа утюг на расстоянии 1 см от поверхности ткани.
2. Ткань повесить над ванной и открыть очень горячую воду. Закрыть дверь, и оставить эту импровизированную парную на 2-3 часа. Времени уходит немало, зато заломы разгладятся без следа.


Вуаль

Вуаль – это практически прозрачная (редко тканая), как правило, хлопчатобумажная (реже шерстяная либо шелковая) ткань. По виду вуаль похожа на "густую" марлю и имеет полотняное переплетение.

Вуалью называли украшение для дамской шляпы или причёски из полупрозрачной ткани, кружев, часто в виде сетки с орнаментальными мотивами - мушками, цветами и т.д. Первоначально она была частью костюма и служила для закутывания всего тела.

Вуали возникли на Востоке, где удержались до нового времени. В странах Ближнего Востока женщины закрывали лицо довольно густой вуалью (паранджой). В X - XI вв. во Франции и Германии носили платки типа вуали, которые покрывали и плечи. Из них позднее возникли средневековые чепцы. Как украшения на шляпу появляется вуаль в Европе в эпоху позднего средневековья, опять с Востока. При бургундском дворе в XIV - XV веках господствовал настоящий культ вуалей; женщины носили их прикрепленными на геннин, мужчины - на шляпах. Средневековые вуали душили духами.

В XVI веке вуали исчезают вместе с чепцами, только испанки носят чёрную кружевную мантилью. В одежде барокко и рококо вуали встречаются редко; во времена Французской революции их носили на высоких шляпах. Вуаль возвращается в эпоху Директории - в моду входят женские платья, которые шили из вуалевой материи.

Впоследствии вуали для женских головных уборов шили из различных материй, кружева, сеток. А вуаль - тонкая полупрозрачная ткань - осталась больше тканью для легких летних туалетов.

В настоящее время вуаль в основном применяют в дизайне интерьера, для декорирования окон. При этом чаще всего вуаль для этих целей изготавливают из полиэстра.

Однако нельзя отрицать несомненные достоинства хлопковой вуали в качестве материала для пошива летних платьев. Легкая, струящаяся, эта ткань прекрасно драпируется, великолепно облегает фигуру и при этом она гигроскопична и легко продувается.

Из-за редкого переплетения, вещи из вуали необходимо стирать с осторожностью, так как они боятся механических нагрузок. Предпочтительна ручная или деликатная стирка без отжима, сушить вуаль лучше в разложенном виде. Гладить лучше полностью сухой через прокладочную ткань.

Tags: ткани
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments