?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаем тему забытых и неиспользуемых в настоящее время хлопковых тканей.

Плис.

Плис — хлопчатобумажная или шерстяная ткань в бархатной технике, с довольно длинным (до 6 мм) ворсом. Название заимствовано от голландского "pluis", немецкий "Plisch" или французского "peluche", которые восходят к латинскому "pilus" — волос. В России распространился с XVIII века и довольно рано стал изготовляться почти всех известных тогда сортов. Среди них — "бивер", отличавшийся гораздо большей плотностью, чем другие сорта хлопчатобумажного бархата; мебельный плис с шерстяным ворсом (появился в XIX веке). Как правило, плис был одноцветным, самых разнообразных оттенков — от глубокого черного до красно-коричневого, серовато-желтого или серебристо-синеватого. Плис прижился во всех слоях российского общества. Дворянство и зажиточные люди использовали его как ткань для мягкой удобной обуви, домашней одежды или очень скромной мебельной обивки. Купечество и богатое крестьянство шили из плиса нарядную одежду в традиционном вкусе — кафтаны, поддевки, штаны, картузы и так далее. В литературных произведениях плис обычно упоминается как ткань для мужской одежды. Это и «плисовая куртка» в пушкинской «Барышне-крестьянке» (1830), и «плисовые панталоны» в гончаровском «Обломове» (1859) и другие. Вместе с тем пластические свойства ткани не препятствовали ее использованию и в дамском туалете. Несмотря на чрезвычайную популярность, плис, как и другие виды хлопчатобумажных бархатов (трип, Манчестер и другие), считался менее престижной тканью, чем истинный бархат. В умении отличить плис от других видов бархата выделялось купечество, занимавшееся либо производством, либо продажей таких тканей.

Сарпинка.

Сарпинка — плотная, но тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, с тканым орнаментом в виде полосок или клеток из предварительно окрашенной пряжи. Название ткани произошло от названия первого места производства— поселения Сарепта (современный г. Красноармейск) на реке Сарпа в Саратовской губернии. Изготовление сарпинки начали налаживать во второй половине XVII века, когда хлопок для русских
текстильных предприятий ввозился главным образом из южных штатов США. Во второй половине XIX века у России появились собственные источники хлопка — районы Средней Азии. Сарпинка отчасти напоминала ситец, но была более прочной. Эта ткань, обычно описываемая как одноцветная, всегда была орнаментированной цветными клетками или полосками различной ширины. Из сарпинки шили платья, блузки, рубашки-косоворотки и даже мужские штаны. Иногда, по созвучию, сарпинку путают с серпянкой, больше похожей на марлю, к тому же льняную или пеньковую. Сарпинка для женской одежды, обычно летней, была распространена во всех сословиях, хотя и считалась более дешевой, чем ткани с набойкой. Но для шитья мужской одежды к ней прибегали лишь бедные люди. Женщин же привлекали геометрические узоры нежных оттенков — голубые, сиреневые, розовые, светло-зеленые, серые и другие, особенно модные в XIX веке. В XX веке сарпинка совершенно забылась, хотя некогда была столь распространена, что ее название служило общим именем для большой группы хлопчатобумажных тканей, в том числе и ситца.


Сатинет.

Сатинет — тонкая хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, с тканым орнаментом в виде тонких полосок. Название произошло от французского "satinette". Сатинет, гораздо более тонкий, чем сатин, шел на изготовление кофточек, белья и нательной одежды. Благодаря тканому орнаменту, дающему эффектную игру оттенков цвета при изменении освещения, сатинет чаще выпускался однотонным. Черный сатинет до появления синтетических волокон был излюбленным материалом для изготовления зонтов от дождя — первоначально только мужских, а с 1870-х годов и женских. Зонтики от солнца, предназначавшиеся исключительно для дам, выполнялись не из сатинета, а из ажура, батиста, кружев. Широко распространенный в XIX веке сатинет впоследствии был надолго забыт модой и текстильной промышленностью. В 1990-х годах такие текстильные орнаменты в виде тонкой полоски вновь стали популярны, но слово оказалось утраченным.

Тарлатан.

Тарлатан — хлопчатобумажная полупрозрачная ткань полотняного переплетения, однотонная, с тканым орнаментом в клетку. Производился также и более дорогой вид тарлатана - с добавлением шелковых волокон. Название произошло от французского "tarlatane" — названия одного из сортов кисеи. Возможно, французское слово образовано из двух других: "tiretaine", из позднелатинского "tyrius" — тирский (г. Тир в Финикии) и "futaine" — бумазея. Тарлатан, вероятно, ткань индийского происхождения; в России известна со второй половины XVIII века. Для продажи материя сильно крахмалилась, что определило ее широкое использование во времена моды на пышные юбки. В первой половине XIX века тарлатан считалась довольно дорогой тканью, так как вырабатывалась из привозного хлопка, но во второй половине XIX века бытовала как "простенькая" материя, которая больше подходила юным девицам, а не элегантным дамам.
Тарлатан, наряду с муслином, использовался для изготовления кринолинов – широких куполообразных дамских юбок. Для этих целей ткань ткалась с использованием в качестве основы конского волоса. Это придавало ей необходимую жесткость. В виду того, что тарлатан – ткань достаточно прозрачна, под кринолин надевалось еще до 6 нижних юбок.
В конце XIX – начале XX века тарлатан наряду с муслином использовался для изготовления балетных пачек. Пачка балерины, или «тютю» (от французского «tutu»), – это пышная многослойная юбка. Тонкая, легкая материя складывалась в несколько рядов с таким расчетом, чтобы каждый последующий слой был длиннее предыдущего. Готовая пачка пришивалась к корсажу или лифу. С введением все более сложных элементов танца, требовавших большей свободы, пачка неуклонно укорачивалась.
Перед каждым спектаклем тарлатановая пачка долго накрахмаливалась, затем ее заново надо было пришивать, что отнимало немало времени и сил, особенно у балерин – танцовщиц кордебалета. Начиная с 40-50-х годов XX века, балетные пачки делают из легких и упругих синтетических тканей.


Твин.

Твин — низкосортная шерстяная или хлопчатобумажная одноцветная ткань саржевого переплетения из туго скрученной пряжи. Название произошло от английского twine — бечевка, нить, скрученная из двух прядей. Также возможно, что русское название образовалось за счет искажения другого английского
слова — twill — саржа, ткань киперного переплетения. В русском быту твин известен с первой половины XIX века. Твин, обычно различных оттенков серого цвета, применяли только для мужской одежды. Позже эта ткань была забыта.

На этом мы закончим тему забытых хлопковых тканей, и в следующий раз поговорим о тех, которые используются и окружают нас сейчас.

Tags:

Comments

harmoniq_app
Mar. 1st, 2014 08:04 pm (UTC)
Спасибо вам за отзыв :)
А насчет пачек - помните костюмы снежинок на новогодних утренниках?) в мое время подъюбники к ним делали как раз из накрахмаленной марли - за неимением тарлатана :)
m_3713
Mar. 1st, 2014 08:18 pm (UTC)
Точно!!!!!
Чего только из марли и старых занавесок не мастерили!)))))
harmoniq_app
Mar. 1st, 2014 08:29 pm (UTC)
Точно. Занавески. А я сейчас всю голову сломала, пытаясь вспомнить, из чего же был сам костюм-то)))
m_3713
Mar. 1st, 2014 09:02 pm (UTC)
Эх Вы!!!
Вообще-то костюм был из волшебства и любви!)))))))))
harmoniq_app
Mar. 2nd, 2014 05:37 am (UTC)
:)))) и морозных узоров :)
m_3713
Mar. 2nd, 2014 06:43 am (UTC)
Воооооот)))))))))))

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com