?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


"Церера и Пан". 1615-1617. Пауль Питер Рубенс.

Миф [1]

Деметра (у римлян Церера) – богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Она изображалась как прекрасная женщина с золотистыми волосами, одетая в голубые одежды, или (в основном, в скульптурах) как почтенная, внушительная, сидящая на троне женщина.
Часть имени Деметры, meter, означает "мать". Ей поклонялись как богине-матери, особенно как матери зерна и матери девушки Персефоны.
Жизнь Деметры началась столь же мрачно, как и у Геры. Она была вторым ребенком Реи и Кроноса – и вторым, которого он проглотил. Деметра стала четвертой царственной супругой Зевса (Юпитера), который также был ее братом. От союза Зевса и Деметры родился единственный ребенок, их дочь Персефона, с которой Деметра была связана в мифе и культе.
История Деметры и Персефоны, прекрасно рассказанная в "Гимне Деметре" Гомера, сосредоточивается вокруг реакции Деметры на похищение Персефоны братом Деметры Гадесом, повелителем подземного царства.



Персефона собирала цветы вместе со своими подругами на лугу. Когда она срывала цветок, перед ней внезапно разверзлась земля и из ее недр на черных как ночь конях в золотой колеснице появился Гадес. Он схватил Персефону, поднял на колесницу и в мгновение ока скрылся в недрах земли. Персефона боролась и пронзительно кричала, призывая на помощь Зевса, но помощь не пришла.
Крик Персефоны услышала Деметра и бросилась на ее поиски. В своем неистовом желании найти свое дитя она не останавливалась, чтобы поесть, поспать или искупаться.
Наконец Деметра встретила Гекату, богиню темной луны и перекрестков, которая предложила ей вместе пойти к Гелиосу, богу солнца. Гелиос рассказал им, что Гадес похитил Персефону и увез в подземное царство, где она против своей воли стала его невестой. Кроме того, он сказал, что похищение Персефоны было совершено по воле Зевса. Он посоветовал Деметре прекратить проливать слезы и принять то, что случилось.
Деметра этот совет отвергла. Теперь она чувствовала не только горе, она ощущала себя преданной и оскорбленной Зевсом. Покинув Олимп, она превратилась в старуху и скиталась, не узнанная, по всему свету.
Деметра горевала по своей похищенной дочери, отказываясь действовать. Как следствие, прекратилось произрастание и рождение всего живого. Голод грозил уничтожить род человеческий и тем самым лишить олимпийских богов поклонения и жертвоприношений.



Каждый из олимпийцев приходил к Деметре, принося дары и воздавая почести. И каждому разгневанная Деметра давала знать, что ногой не ступит на Олимп и не позволит растениям произрастать, пока ей не вернут Персефону.
В конце концов Зевс сдался. Он направил Гермеса, посланца богов, к Гадесу, повелев привести Персефону обратно. Гермес помчался в подземное царство и нашел Гадеса.
Услышав, что она свободна и может вернуться, Персефона обрадовалась, собравшись отправиться вместе с Гермесом. Но сначала Гадес дал ей несколько гранатовых зернышек, которые она и съела.
Увидев Гермеса и Персефону, Деметра бросилась к дочери и заключила ее в объятия. Затем Деметра обеспокоено спросила, не ела ли дочь чего-либо в подземном царстве. Если бы Персефона не ела, то была бы навсегда возвращена ей. Но поскольку она проглотила зернышки граната, то будет теперь проводить две трети года с Деметрой и одну треть – в подземном царстве с Гадесом.
После воссоединения с дочерью Деметра вернула земле цветение и плодородие. Затем она установила культ Элевсинских мистерий. То были внушающие благоговейный трепет культовые церемонии, и посвященным запрещалось открывать их тайну. Во время этих мистерий люди получали знание, как жить в радости и умирать без страха.

Архетип

Материнство
Деметрой на Олимпе был представлен архетип матери. Ее самыми важными ролями были роли матери (дочь – Персефона), той, кто питает (богиня плодородия), и подательницы духовной пищи (Элевсинские мистерии). [2]
Деметра — это, безусловно, материнский образ, принцип и сценарий. Она олицетворяет материнский инстинкт, желание родить ребенка, радость стать беременной, удовольствие от кормления, заботы и воспитания детей. [2]
Женщина с сильным архетипом Деметры страстно желает быть матерью, а став ею, открывает для себя эту роль как самореализацию, как осуществление себя. Когда Деметра представляет самый сильный архетип в душе женщины, быть матерью – самая важная роль и функция ее жизни. Образ матери и ребенка, чаще всего представленный в западном искусстве Мадонной с младенцем, соответствует глубинному внутреннему представлению, которое движет женщиной. [1]
Архетип матери побуждает женщину воспитывать и питать других, быть великодушной и щедрой и находить удовлетворение в качестве кормилицы семьи, заботясь о семье и доме.
Также это и предоставление физической, психологической или духовной пищи другим людям, даже не обязательно родственникам. Если Деметра является самой сильной богиней в душе женщины, то быть матерью, «нянькой» или «кормилицей» становится смыслом ее жизни. [2]



Подательница пищи
Деметра в качестве богини плодородия обеспечивала человеческий род урожаями и отвечала за плодородие земли. Она дала человечеству способность культивировать сельскохозяйственные культуры и заботилась о плодородии. Женщины, отправляющиеся в сельскую местность выращивать собственную пищу, печь хлеб, консервировать фрукты и одарять своей щедростью других, выражают аспект матери-природы, присущий Деметре, а затем делиться заветными баночками с соседями, родственниками и просто знакомыми, выражают аспект Деметры как Матери-Природы. [1]
Есть почти неизъяснимое удовольствие сажать семена или саженец в землю и затем день за днем наблюдать, как он растет. Тогда современная городская жительница и начинает понимать, какова же эта неистовая «сила природы». При этом необходимость постоянно ухаживать, поливать, убирать паразитов и всячески лелеять всходы вновь активизирует архетип Деметры. [2]



Кормление других дают женщине-Деметре  необычайное удовлетворение. Она находит очень приятным выкармливание своих детей, ей доставляет удовольствие подать обильную еду семье или гостям. Если они наслаждаются ее пищей, ее, как хорошую мать (а не как Афину – повара-гурмана), согревают теплые чувства. Если она работает в офисе, то получает удовольствие, готовя другим кофе. [1]

Духовное родительство
В отличие от Афины, обучавшей великих стратегов и полководцев, Деметра обучала царей-земледельцев, воспитывала культурных героев. Также она подарила людям элевсинские мистерии. В них могли участвовать все свободные люди, не пролившие кровь человека. [2]
Многие известные женщины – религиозные наставницы – имели свойства Деметры и воспринимались своими последователями как материнский образ. Такими были, например, лауреат Нобелевской премии мира Мать Тереза и духовная наставница ашрама Ауробиндо в Индии, к которой обращались просто "Мать". [1]



Щедрость [2]
Деметра была самой щедрой богиней древних греков. Эту «радость отдавать» можно обнаружить и во многих женщинах. Одни совершенно естественно кормят, холят и лелеют других людей на физическом уровне, другие дают эмоциональную и психологическую поддержку, а третьи обеспечивают людям некую духовную подпитку. В этом они разделяют идеальный материнский сценарий. Сначала мать заботится о физиологических нуждах малыша: кормит, поит, одевает и обувает его. Повзрослевшего ребенка она поддерживает на эмоциональном и психологическом уровне: может дать дельный совет, успокоить и обнадежить, похвалить и направить. А взрослые дети ценят духовную мудрость своей матери, на которую всегда можно опереться в трудную минуту. Этот идеал трудно достижим в реальной жизни. Но время от времени мы встречаем на своем пути женщин, которые играют для нас роль Деметры в том или ином частном случае. Или сами выполняем такую миссию.



Приоритет семьи [2]
Для женщины, которая «управляется» Деметрой, семья бывает важнее дома. Дом для нее — это прежде всего «место, где собирается семья». Этим она отличается от женщин, следующих путем богини домашнего очага — Гестии. Мирный огонь Гестии может гореть вне зависимости от количества членов семьи и их непосредственных нужд в заботе и опеке. Для Деметры же важна скорее сама семья, при этом пространство помехой не бывает. Так матери легко приезжают в город на другом краю страны (или даже Земли) и чувствуют себя как дома, если там же находятся их дети.  Без семьи жизнь для нее не имеет смысла. Впрочем, родных детей могут заменять внуки или подопечные.



Материнская сила
Традиция отводит матери роль хранительницы нравственного закона, определяющего единство семейного коллектива: “Весь мир в семье — от матери”. На матери лежала основная ответственность за нравственные качества и судьбы детей, что в еще большей степени проявляется в наши дни. Мать нередко предстает как олицетворение Закона, нарушение которого ведет к ужасным, непоправимым последствиям. Иногда матери сами себя ощущают таковыми, пытаясь внушить это чувство и своим чадам.
Важным компонентом комплекса «материнства» является блокирование агрессии, насилия, конфликтного поведения. Агрессивность матери традиционно на Руси считалась опасной для ее детей еще в утробе, как и после рождения. В обязанности матери семейства входило прежде всего блокирование насильственных форм поведения.



Однако задача матери — охрана и защита своих детей. Когда речь идет об опасности для них (даже воображаемой), то сама мать становится угрозой для окружающих и при этом не чурается вербальной или даже физической агрессии. Материнская роль для такой женщины станет «архетипическим щитом», которым она прикроется и от суждений окружающих людей, и от себя самой. И тогда любые доводы против, сомнения и упреки совести будут отброшены. [2]
Женщины, подобные Деметре, становятся непобедимыми, когда дело касается благополучия их детей. Многие специальные образовательные классы для детей с какими-либо недостатками существуют только благодаря желанию матерей-Деметр дать своим детям все, в чем они нуждаются. Упорство, терпение, настойчивость – свойства Деметры, которые, могут в конце концов повлиять на могущественного мужчину или социальный институт. [1]

Депрессия,  гнев и разрушительность
Мы помним часть мифа о похищении Коры, когда мать Деметра сидела в своем храме и отказывалась поддерживать жизнь на земле. Это привело к голоду и постепенному умиранию всего живого. Реальные женщины могут впасть в похожее состояние, погрузившись в тяжкую депрессию и даже не выходя из своей меланхолии годами. Это страшное время для их семьи, и дети переживают его очень тяжело. В результате детство ребенка может окраситься ощущением того, что мать его не принимает, а это оборачивается недоверием к миру в целом. Такую мать называют «мертвой матерью». Физически она присутствует в семье, но в душе слишком далека от нее и не способна дать своему ребенку чувство любви и поддержки. [2]



Намного более распространенным, чем эти экстремальные формы отказа, является отказ матери-Деметры признавать и одобрять то, что их подрастающие дети становятся все менее зависимыми от них. Хотя в этих обстоятельствах депрессия матери не так очевидна, отказ в одобрении (в котором ребенок нуждается для самоуважения) также связан с депрессией. Она переживает растущую самостоятельность своего ребенка как эмоциональную потерю. Она ощущает себя не столь необходимой, отвергаемой и в результате может впасть в депрессию.
Когда архетип Деметры обладает значительной силой, а женщина не может осуществить его, она рискует впасть в хроническую депрессию, вызванную "чувством пустого гнезда и пустоты". Женщина, страстно желающая иметь ребенка, может оказаться бесплодной, ребенок может умереть или оставить дом. Может закончиться ее работа няни, она может потерять своих клиентов или учеников. В этом случае женщина-Деметра склонна скорее погружаться в депрессию, чем испытывать гнев или активно бороться за то, что для нее значимо (обычная реакция женщины-Геры). Она горюет, ощущая, что жизнь пуста и лишена смысла. [1]

Женщина Деметра [1]



Женщина-Деметра – прежде всего мать. В своих близких отношениях она кормит, воспитывает и поддерживает, помогает и отдает. Она обеспечивает других тем, в чем, как она видит, они нуждаются, – куриным бульоном, одобряющим объятием, деньгами, помогает другу преодолеть трудности, постоянно приглашает "заходить домой, как к матери".
Вокруг женщины-Деметры нередко чувствуется аура Матери-Земли. Она цельная и надежная. Люди описывают ее как "имеющую почву под ногами"; она делает то, что необходимо, с теплотой и практичностью. Обычно она щедра, направлена во внешний мир, альтруистична и предана людям и принципам, вплоть до того, что ее могут воспринимать как упрямого и неуступчивого человека. У нее твердые убеждения, и ее трудно сдвинуть с места, когда затронуто что-то важное или кто-то важный для нее.

Детство и родители
Некоторые маленькие девочки выглядят как развивающиеся Деметры – "маленькие мамы", убаюкивающие кукол-младенцев. Маленькая Деметра также любит держать на руках реальных младенцев; в девять или десять лет она может пылко стремиться нянчиться со своими братьями и сестрами.
Богиня Деметра продолжает родословную богинь-плодородия, как и ее мать и бабушка. Она была дочерью Реи и внучкой Геи – богинь земли. Она также имеет и другие соответствия со своей матерью и бабушкой. Все три богини страдали от вреда, причиненного мужьями их детям. Муж Геи заключил ее детей в ее теле, когда они родились. Муж Реи проглатывал ее новорожденных детей. А муж Деметры позволил захватить их дочь в плен в подземное царство. Все три биологических отца проявили отсутствие родительских чувств.



Реальная жизнь соответствует мифу о Деметре в тех случаях, когда женщины-матери выходят замуж за мужчин, лишенных родительских чувств. В этой ситуации дочь-Деметра вырастает, не связанная с отцом, но теснейшим образом ассоциирующая себя с матерью.  Материнские качества дочери-Деметры могут в результате привести к тому, что она поменяется ролями со своими незрелыми или неумелыми родителями. Становясь достаточно взрослой, она может присматривать за своими родителями или стать воспитательницей для младших братьев и сестер.
В противоположность этому, если у юной Деметры любящий и одобряющий ее отец, она вырастает, ощущая его поддержку своему желанию самой стать хорошей матерью. Она позитивно воспринимает мужчин, и ее ожидания по отношению к мужу будут положительными. Склонность архетипа к позиции жертвы не будет усиливаться детским переживанием.

Отрочество и юность
В период полового созревания архетипическое материнское побуждение получает гормональную поддержку, и ее собственный ребенок становится биологической возможностью. В это время некоторые девушки-Деметры начинают испытывать сильное желание забеременеть. Если другие аспекты ее жизни не заполнены, то юная "Деметра", вовлеченная в половую жизнь и забеременевшая, может радостно принять ребенка.
Многие "Деметры" рано вступают в брак. В семьях рабочего класса девушку часто поощряют выходить замуж сразу после окончания школы. Это поощрение может соответствовать собственной склонности девушки-Деметры скорее иметь семью, чем образование или работу.



Если юная женщина-Деметра не выходит замуж и не начинает строить семью, она пойдет работать или поступит в колледж. В колледже она, вероятно, выберет те курсы, которые обеспечат ей подготовку для приобретения профессии, связанной с помощью другим. Как правило, женщина-Деметра не честолюбива, не склонна к интеллектуальной работе, не борется за отличные оценки, хотя может хорошо справляться с учебой, если у нее есть способности и заинтересованность в преподаваемых дисциплинах. Статус, столь важный для женщины-Геры, не существен для Деметры. Она часто выбирает друзей, ничуть не заботясь о их роли в социуме.

Работа
Материнская сущность женщины-Деметры предрасполагает ее выбирать виды деятельности, связанные с воспитанием или помощью. Она тянется к "традиционно женским" профессиям вроде учительницы, воспитательницы, медицинского работника. Когда присутствует архетип Деметры, оказание помощи другим в развитии или обретении хорошего самочувствия становится основным побуждением и приносит удовлетворение. Женщины, ставшие терапевтами, психотерапевтами, педиатрами, часто отражают в своем выборе определенную склонность Деметры. Многие женщины, работающие в детских садах, яслях, начальных школах, детских домах, также привносят в работу свои наклонности.
Некоторые женщины-Деметры становятся ключевыми фигурами в организациях, питающихся их материнской энергией. Типично, что в такой ситуации женщина-Деметра производит большое впечатление на других. Она может создать в своем воображении и затем основать организацию и лично привести ее к быстрому успеху.




Взаимоотношения с женщинами: дружба или соперничество
Женщины-Деметры не состязаются с другими женщинами из-за мужчин или достижений. Зависть или ревность к другим женщинам касается детей. Бездетная женщина-Деметра чувствует себя ниже женщин своего возраста, ставших матерями. Если она бесплодна, то может ощущать горечь и ожесточение от легкости, с какой другие беременеют, особенно если они делают аборты. В более поздние годы жизни, если ее выросшие дети живут вдалеке или эмоционально далеки, она будет завидовать матери, которая часто видится с детьми. На этой стадии жизни зависть также может всплыть на поверхность из-за внуков.



Женщины-Деметры испытывают смешанные чувства к женскому движению. Многие женщины-Деметры негодуют на феминисток из-за обесценивания ими роли материнства. С другой стороны, женщины-Деметры твердо поддерживают многие женские инициативы, например защиту детей от насилия, обеспечение приютов для пострадавших женщин.
Обычно у женщин-Деметр складываются прочные дружеские отношения с другими женщинами-Деметрами. Многие такие дружеские связи возникли, когда они вместе были еще новоиспеченными мамами. Иногда они больше полагаются на своих подруг, чем на мужей, – как в эмоциональной поддержке, так и в реальной помощи.
Внутри семей, где все женщины – Деметры, матери и дочери могут оставаться близкими из поколения в поколение. Такие семьи имеют выраженный матриархальный уклад.

Взаимоотношения с мужчинами:
Женщина-Деметра привлекает мужчин, чувствующих влечение к женщинам материнского типа.  Среди них могут быть типичный «маменькин сыночек», которого Деметра будет ценить за его индивидуальность и непонятость другими, она будет искренне им восхищаться и заботиться, а он будет преданно ее любить, как дети любят своих матерей. Партнером Деметры также может стать мужчина, в детстве мечтавший женится на собственной маме, а теперь нашедший в жене-Деметре ту, что будет заботливой, теплой, отзывчивой, следить за его питанием, покупать ему одежду и держать ее в порядке, направлятьа к врачу, когда это ему необходимо, устраивать его социальную жизнь.  Но также Деметра может соеденить свою жизнь с социофагом – человеком не способным любить, быть преданным и испытывать раскаяние,  способным лишь на потребление и изматывание (как моральное, так и материальное) близкого человека.



Из всех мужчин, которых привлекают качества Деметры, "мужчиной семейного типа" является только зрелый и щедрый человек. Такой мужчина имеет сильное желание иметь семью, и он видит в женщине-Деметре партнера, разделяющего его мечту. Этот тип мужчин – "хороший папочка" для своих детей, но он также присматривает и за ней. Если ей трудно отказать людям, стремящимся получить выгоду от ее прекрасной природы Деметры, он поможет ей быть начеку. Мужчина семейного типа помогает ей осуществить себя через рождение детей. Для первых трех типов мужчин идея завести ребенка содержит в себе угрозу, и они могут настаивать на аборте, если она забеременеет. Это требование приведет ее к материнскому кризису: она либо откажется от мужчины, для которого играла роль матери, либо откажется от материнства. Этот выбор заставит ее почувствовать себя матерью, которой нужно совершить невозможный выбор, пожертвовав одним из своих детей.

Бытует мнение, что секс интересует женщину-Деметру лишь как возможность, способ завести ребенка. И что у многих женщин-Деметр есть свой маленький секрет – ни получают гораздо больше удовольствия от кормления младенца грудью, чем от секса с мужчиной.
Ранее я уже говорила, что не считаю чувственность прерогативой архетипа-Афродиты. На мой взгляд, чувственность является особенностью физики женщины. Ее безусловно можно разбудить в себе наиболее очевидным способом – через пробуждение Афродиты с помощью различных женских штучек – ухода за собой, кружевного белья, духов, поведения, пробуждающего в мужчинах желание помочь, позаботиться. При этом я считаю, что КАЖДОЙ женщине свойственна ее уникальная форма чувственности. У Деметры она земная, неприукрашенная, «животная» и глубокая.



В древних культах для того, чтоб земля плодоносила, муж с женой в определенное время занимались любовью на свежевспаханной земле, зачиная в этот момент ребенка и совершая тем самым ритуал земледельческой магии. Это действо видится мне олицетворением архетипа Деметры, при этом оно безусловно чувственно и заряжено огромной сексуальной, жизнетворческой энергией.
Сегодня принято разделять процесс зачатия ребенка и его рождения, когда первый видится глубоко привлекательным, второй же хоть и радостным, но мучительным. Я сейчас не хочу поднимать волну дискуссии о том, может ли процесс родов приносить удовольствием, быть чем-то большим, чем травма, которую хочется поскорее забыть и почему силиконовая грудь  является объектом желания, а кормящая - неприлично. Я лишь о том, что издавна люди знали, что рождение это процесс не менее чувственный, чем тот, что ему предшествует. И в каждой из нас, независимо от архетипа, бурлит своя собственная чувственная энергия.

Дети
Женщина-Деметра ощущает глубокую потребность быть биологической матерью. Она хочет родить и воспитать своего собственного ребенка. Она способна быть любящей приемной матерью, внимательной воспитательницей, но, если она не может иметь детей, ее глубокое страстное желание не осуществляется, и она может ощущать себя несостоявшейся.
Все женщины-Деметры воспринимают себя именно как хороших матерей, у которых на первом плане интересы детей. Однако с точки зрения их воздействия на детей женщины-Деметры бывают как безупречными, любящими, так и ужасными собственницами, подавляющими матерями.



Некоторые матери-Деметры всегда боятся, что с их ребенком может случиться что-нибудь плохое.  Поэтому они ограничивают независимость своих детей и мешают формированию близких отношений с другими.  Из-за намерения всегда защищать свое дитя мать-Деметра может установить над ним чрезмерный контроль.
Другую негативную модель материнского поведения женщин-Деметр являет мать, которая не может сказать "нет" своим детям. Она видит себя самоотверженной, щедрой, обеспечивающей матерью, дающей и дарящей. Такая мать-Деметра хочет, чтобы у ее детей было все, что они пожелают. Если это намного превосходит то, что она может им дать, она будет либо приносить жертвы, чтобы предоставить желаемое, либо постоянно испытывать чувство вины.

Средний возраст
Средний возраст – важное время для женщин-Деметр. Если у такой женщины нет ребенка, она постоянно озабочена мыслями о том, что истекает биологическое время для возможности забеременеть. Если существуют проблемы с зачатием или вынашиванием, они посещают специалистов по лечению бесплодия. Они могут обдумывать усыновление. А незамужние женщины намереваются стать одинокими матерями.



В среднем возрасте женщина – мать-основательница организации – может столкнуться с кризисной ситуацией, когда организация становится настолько сильной и обеспеченной, что кому-то захочется захватить ее положение и власть.
Однако, женщина Деметра способна переосмыслить свою жизнь, поняв, что даже поздний ребенок не заполнит пустоту внутри навсегда, в этом случае, она может заняться собой, продолжить образование или начать новое дело. Но для этого нужны силы и смелость.

Старость
В старости женщины-Деметры часто попадают в одну из двух категорий. Многие находят, что это время – для них награда. Они – активные, деятельные женщины, какими всегда и были, усвоившие жизненные уроки и ценимые другими за житейскую мудрость и щедрость. Дети, внуки, клиенты, студенты, пациенты – все эти люди, включающие не одно поколение, любят и уважают такую женщину. Она подобна богине Деметре – отдавшей человеческому роду свои дары и очень почитаемой.



Противоположная судьба постигает женщину-Деметру, считающую себя жертвой. Обычно источник ее несчастья – разочарования и несбывшиеся ожидания среднего возраста. Теперь, отождествленная с обманутой, горюющей, рассерженной Деметрой, сидящей в своем храме и не позволяющей ничему произрастать, такая женщина на склоне лет ничего не делает, но чем старше становится, тем больше ожесточается.

Психологические проблемы [1]
Женщина, которая отождествляет себя с Деметрой, действует подобно щедрой материнской богине с безграничной способностью отдавать. Она не может сказать "нет", если кто-то нуждается в ее внимании и помощи.
Чрезмерная, избыточная способность женщины-Деметры относиться по-матерински к окружающим может быть не лучшей ее чертой: она хочет, чтобы ее ребенок нуждался в ней, и беспокоится, когда он не находится под ее контролем. Она будет поощрять зависимость и держать ребенка "привязанным к своей юбке". Так же она поступает и в других близких отношениях. Например, она может взрастить "зависимого ребенка", когда лелеет "бедного маленького мальчика" в своем любовнике или заботится о "беспокойном ребенке" в своей подруге.



Женщина-Деметра, не способная сказать "нет", становится чрезмерно загруженной, а затем – истощенной и апатичной или возмущенной, обиженной и рассерженной. Если она чувствует, что ее эксплуатируют, она, как правило, не выражает это прямо, проявляя при защите своих интересов ту же нехватку напористости, которая заставляла ее говорить "да", когда она должна была сказать "нет". Вместо того чтобы выразить свой гнев или настоять на том, чтобы что-то изменилось, женщина-Деметра, вероятнее всего, игнорирует свои чувства или ощущения, считая их невеликодушными, и работает с еще большим напряжением.
Когда она старается подавить свои подлинные чувства, а они так или иначе обнаруживаются, она начинает проявлять пассивно-агрессивное поведение.



Когда женщина-Деметра теряет близкие отношения, в которых она исполняла роль материнской фигуры, утрачиваются не только отношения и любимый человек, но и ее роль матери, дававшая ей ощущение силы, собственной значимости и смысла. Она остается с пустым гнездом и ощущением пустоты.



Реакцию женщин, посвятивших жизнь своим детям, на их уход от матери описывает термин "депрессия пустого гнезда". Женщины-Деметры подобным образом могут реагировать и на окончание любовной связи. Такая же реакция возможна у подобной женщины и в случае, когда она годами "пестовала" какой-то проект, но он потерпел неудачу или был доведен до завершения другими людьми. Подобные организационные трудности оставляют у нее ощущение, что она "ограблена" и отвергнута.

Фотоматериалы взяты с ресурса pinterest.com

[1]. Джин Шинода Болен  "Богини в каждой женщине: Новая психология женщины. Архетипы богинь" издательства «София», 2007 год

[2]. Галина Борисовна Бедненко «Греческие богини. Архетипы женственности». - Серия: Библиотека психологии и психотерапии  независимой фирмы «Класс», 2005
а также ознакомится с новым электронным изданием книги
Греческие боги и богини как ролевые архетипы: Новое электронное издание. - М.: Пряхи, 2013
по адресу
http://halina.livejournal.com/1849206.html


* Размышления, выделенные курсивом - мои



czarstvo-diva.livejournal.com © 2013

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
mariyka_berry
Jan. 4th, 2014 08:11 pm (UTC)
В каждой строчке узнаю свою свекровь. Она отличная мать, понимающая и самоотверженная. Хотя сейчас я осознала, что от ее ревности меня спасло только то, что она продержала своего ребенка рядом достаточно долго и сама хотела ему семью. Ну и, конечно, спасают внуки, над которыми она теперь дрожит. Я, с ведущим архетипом Персифоны, на ее взгляд неосмотрительная и беззаботная мать, а она для меня женщина, усложняющая материнство, превращающая его в подвиг, хотя для нее этот подвиг и есть смысл жизни.
rekapodrekou
Jan. 4th, 2014 09:26 pm (UTC)
моя мама Деметра..раньше было довольно тяжело понять некоторые ее мотивы, но с возрастом, с рождением ребенка,многое смогла принять. не от того, что встала на мамино место, а словно почувствовала, что она в первую очередь Женщина со своей историей и своей болью, примерила на себя роль ее матери, а не дочки..
ну и замужество.. свекровь у меня замечательная, понимающая и помогающая, но то с какой любовью мама делает все для меня и нашей семьи.. порой, просто, захлебываюсь от нежности..
halibi
Jan. 4th, 2014 11:42 pm (UTC)
Деметра у меня в глубоком минусе... как ни боязно признать это в стране, где дети - цветы жизни=) это абсолютно не значит, что я недооцениваю материнство или не хочу собственных детей. Наоборот, я считаю, что рай под ногами матерей (исламская пословица) и хочу собственного ребенка. и считаю, что дети всегда такие по воспитанию, какая по воспитанию их мать. и крайне не понимаю мужчин, которые считают иначе и женятся на ком попало. С чужими детьми, в том числе с сыном мужа, веду себя как афродита, артемида или персефона. чаще как афродита. сюсюкать с детьми не люблю, хотя иногда вырывается. но это если ребенок меня покорил, что бывает не очень часто - я к детям отношусь примерно как к взрослым. гордиться материнством наверное не стала бы... также как и замужеством... это естественное развитие жизни. потому не очень понимаю деметровские фотографии и посты из серии мой ребенок - жизнь моя. это мой ребенок кушает кашку, а это мой ребенок сидит на горшке=) хотя и ничего против не имею, когда не перебор. Свои дети... мне 26, до прошлого года вообще не было возможности думать об этом - постоянные проблемы со здоровьем были у родственников, надо было работать и ухаживать. сейчас слава Богу, все здоровы. наверное, скоро пора. по крайней мере мы обсуждали недавно эту тему, но условия жизни пока не устраивают.. постараемся изменить за ближайшие пару лет. получится- не получится, дай Бог, все равно заведем.

Зато моя мама - деметра. Там и забота, и гиперопека. как стереотипная арабская мама - даже если тебе 25, 26 или сколько там, ты ей должен отзвониться раз в день - где ты, что с тобой, спокойной ночи пожелать. Даже если ты в другой стране. Была младше, вообще жесть была=) едешь из института - позвони как вышли, позвони с дороги как подъезжать будешь, а то "мамочка волнуется". очень раздражало. особенно при том, что училась я в основном со славянами, у славян такое редко. успокаивало только то, что у подружек полуарабок, да и у некоторых кавказок также с родственниками было. у девушек особенно. Гиперопека, надо сказать, меня до сих пор раздражает. хотя меньше стало конечно, но все равно... при том, что у нее еще кора сильна, и она параллельно мне "запросы делает" - "а меня точно не обманут те люди", "а вдруг в метро давка будет кого-нибудь скинут под поезд", "а точно все хорошо будет". при этом странным образом чувствую в этом момент смену ролей, как будто она дочь. Меня это скакание туда-сюда не вдохновляет=)

С инициативностью у мамы беда. Боится пробовать новое. к моему счастью, пару лет назад завели ей кошку, а год назад нашла ей работу няней. вздохнула спокойно и радостно после этого. и гиперопека резко уменьшилась, и мама перестала бурчать=))
Отец мой детьми не занимался. у него самого детство в попе играло. Ну и у них с мамой этно-культурные несостыковки были. Потому мама считает, что без нее дети никуда.родила она в 18 и в 19 - то есть рано.

зато и положительные аспекты деметры на лицо - за тебя порвут глотку, тебя напоят, накормят, успокоят, помогут что-то "сенсорное" сделать.щедрая, помогает, защищает. В общем, мама=)
rekapodrekou
Jan. 5th, 2014 08:05 am (UTC)
))) ооо, Дорогая! и среди славянок встречается))
мы с мамой каждый день созваниваемся, если не перезвонили друг другу кажется, что целую вечность не общались - звоню извиняюсь ))
мне раньше тяжело было многое в ней понять, но со временем.. нет я не переняла черты Деметры - она у меня тоже в минусе, но посмотрела на маму, как на Человека, Женщину, чья жизнь заключается не только в том, чтоб быть моей мамой.. раньше мне казалось, что я очень похожа на отца, но сейчас вижу как много с мамой общего, хоть характер и папин, даже он уже признает )))
отец, кстати, Зевс - всегда занимался нашим с сестрой воспитанием, только старшему брату доставалось )) любил нас, холил и лелеял, гордился нашими успехами. он как раз относится к семейному типу мужчин, но и при этом еще один мамин ребенок - она за ним бегает, чтоб выпил таблетку, чтоб во время покушал, съездил к врачу, а он позволяет о себе заботится. но надо сказать, всегда содержание семьи лежало на его плечах.
(Deleted comment)
rekapodrekou
Jan. 5th, 2014 08:14 am (UTC)
спасибо! я очень-очень рада, что Вам понравилось!
по поводу ужасающей и прекрасной Деметры, я сюда не стала включать еще и Юнга, т.к тема безграничная, но Деметра по сути своей и есть архетип Великой Матери, которая может быть теплым ласковым солнцем и бездонной пучиной ужасов. и это не только применительно к живым людям, это скорее об энергии, сновидениях, страхах.. в образе Матери и в женщине-Деметре изначально заложена такая колоссальная сила, что у меня даже дух захватывает при одной мысли..
очень хотелось бы чтоб люди это осознавали, а не сводили виденье Матери к Овуляшке ((
а на счет проблем - я вскользь коснулась, но почему-то не рассказала еще один момент - Деметра склонна "забывать о себе" и это приводит не только к тому, что о других она заботится больше, но еще и к тому, что свои травмы, боль и страхи она удерживает в себе, и со временем они могут вылиться в болезни. к сожаленью, от этого никто не застрахован, но Деметре обязательно нужно уметь выговаривать свои обиды и боль, и не забывать заботиться о себе, а также позволять и призывать заботиться других о ней..
(Deleted comment)
(no subject) - rekapodrekou - Jan. 7th, 2014 03:05 pm (UTC) - Expand
maria_mvs
Jan. 5th, 2014 06:46 am (UTC)
Моя богиня, да.
"...не может сказать "нет", если кто-то нуждается в ее внимании и помощи", - это часто про меня, к сожалению. Муж только недоуменно разводит руками, мол, и зачем мне всё это надо. А я и сама не знаю. Надо, и всё.
Семья важнее, чем образование и/или работа - и да, и нет. Я - трудоголик. Часто бывает, что я задерживаюсь на работе, несколько раз уезжала на учёбу далеко в другой город - но при полном предварительном согласовании с семьёй. Если семья без меня не справляется - долой учёбу.
Удовольствие от кормления ребёнка - это ДААА...
Ну и вообще, дети - это такой кайф! Иногда жаль, что муж категоричен в своём нежелании иметь ещё детей... Зато у нас постоянно тусуются друзья сына, а опекать я могу аж 80 мальчиков из хора, в котором сын занимается, так что тут пустоты нет.
Про гиперопёку не знаю, не могу сказать, свойственна ли она мне. На младших курсах института, в колхозе, перед отъездом на поле проверяла каждого в своей бригаде на предмет тёплых носок, тёплой кофты, непромокаемых перчаток. Пару раз отправляла с автобусом обратно в лагерь - одеваться по погоде. Ещё и преподавателей с ними гоняла - одних же не повезут)
rekapodrekou
Jan. 5th, 2014 08:23 am (UTC)
))) у меня подруга - сочетание Афины (ведущей) и Деметры. она пока не хочет заводить детей, может, от того что претендента достойного нет (все-таки Афина), но так как она способна обогреть и позаботиться, наверное, только мама может )) я когда на мужа обижусь, говорю, что ухожу к подруге, а не к маме ))
(no subject) - maria_mvs - Jan. 6th, 2014 10:10 am (UTC) - Expand
m_3713
Jan. 5th, 2014 11:42 am (UTC)
Олеся, спасибо за пост!
И ОГРОМНЕЙШЕЕ спасибо за фотографии – чумовые просто!!!
У меня у мамы Деметры – мнооого, но в последние годы она научилась заниматься и просто собой лично (и ей очень понравилось))))) ).

Кстати, чегоуж я - "мама, мама")) Для меня тоже семья на первом месте. И на втором))
rekapodrekou
Jan. 5th, 2014 11:53 am (UTC)
спасибо! рада, что понравилось!
для меня Деметра оказалась довольно тяжелой, как и предполагалось - оставила ведь ее на потом, хоть и надеялась, что раскидаюсь а архетипами до НГ ))
(no subject) - m_3713 - Jan. 5th, 2014 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rekapodrekou - Jan. 5th, 2014 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naturalsmog - Jan. 6th, 2014 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rekapodrekou - Jan. 6th, 2014 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naturalsmog - Jan. 7th, 2014 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rekapodrekou - Jan. 7th, 2014 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_3713 - Jan. 7th, 2014 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rekapodrekou - Jan. 7th, 2014 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_3713 - Jan. 7th, 2014 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rekapodrekou - Jan. 7th, 2014 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naturalsmog - Jan. 9th, 2014 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_3713 - Jan. 9th, 2014 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naturalsmog - Jan. 10th, 2014 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_3713 - Jan. 10th, 2014 09:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naturalsmog - Jan. 11th, 2014 04:30 am (UTC) - Expand
a_chernik
Jan. 5th, 2014 10:16 pm (UTC)
Уже какая-то дурацкая традиция, что мой комментарий начинается со слов "вот и добралась" :((((
Не хотелось читать текст по частям..... Все как всегда прекрасно. Не знаю почему, как-то на протяжении всего цикла мне больше всего импонировали фотографии старушек, этот раз не исключение :)))) Хоть тащи их и куда-то складывай, а вдруг ты уведешь куда-нибудь :)))
Что ж, Деметра тоже оказалась не такой уж страшной теткой, как я себе ее малювала :)))) Но все это о-го как далеко от меня..... Гера и Деметра у меня в огромном минусе. Тест меня не подвел. Прочитала и перечитала некоторые архетипы все именно в такой пропорции как то, и намешано. Единственное что Афины во мне явно больше чем -2. Но для второй тоже маловато, наверно. Все таки чертики у меня Артемидовские похоже.
Возвращаясь к теме "одень богиню"..... ничегошеньки не зная о ролевых архетипах я выбрала тогда три комплекта, которые по степени нравЛИвания :))) были в точности на тех позициях на которых все мои богини, в конечном итоге и расселись :)))) Странно как то все это...... Или нет?:)))
rekapodrekou
Jan. 6th, 2014 07:47 am (UTC)
да нет, не знаю )))
мне кажется, все вполне логично, ведь для того поста угадай-ки я выбирала довольно "говорящие" комплекты, и по ним действительно можно было отследить предпочтения )))
хот мне там Гера нравилась. а она у меня в минусе..
wodaitrawa
Jan. 13th, 2014 09:45 am (UTC)
очень интересно, спасибо!
интересно, Деметру можно пробудить в себе заботясь о других?=)
rekapodrekou
Jan. 13th, 2014 10:33 am (UTC)
спасибо за отклик ))
думаю, можно, заботясь о других, только чтоб забота была именно материнская, "кормящая"; можно еще занимаясь сельским хозяйством, растениями. забота же о животных входит как в интересы Деметры, так и Артемиды..
Анна Ларина
May. 19th, 2015 05:07 pm (UTC)
И, да, рождение это процесс не менее чувственный, чем тот, что ему предшествует:) Не знаю кто как, а я плакала от случившегося со мной счастья, лёжа распластанная на родильном столе. И ещё девочки, рожать не больно;) Больно со схватками ходить. А рожать уже не больно. В фильмах всё вообще не так показывают, как происходит на самом деле. И я не думала никогда, что стану гордиться своим крохой, но ведь горжусь, и сама не знаю почему.В общем, я понимаю почему Деметра у меня на втором месте. Раньше я тоже была безотказной, нараспашку, пользуйтесь все, кто хочет. Теперь я научилась говорить "нет". И вообще считаю, что бесконечно позволять и прощать в этой жизни стоит тоько детям.
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com