?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В продолжение темы одежды на Руси http://color-harmony.livejournal.com/139031.html и http://color-harmony.livejournal.com/131083.html, переношу к нам в Сообщество, на мой взгляд, очень интересный материал, найденный kitikit на сайте http://russian7.ru/.


КАФТАН.

Это краеугольный камень русского гардероба. Почти все другие виды верхней мужской одежды на Руси являлись версиями кафтана. Его в X веке ввели в русскую моду варяги, которые, в свою очередь, подсмотрели его у персов. Сначала в нем щеголяли только князья и бояре, но со временем кафтан проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян. Для знати кафтаны шили из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям часто делали меховую опушку. Рядом с опушкой по полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия.

ФЕРЯЗЬ.

Этот вид кафтана был широким в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Благодаря ферязи и родилась поговорка «работать спустя рукава». Ее носили как холодной зимой, так и жарким летом. Летние ферязи были на тонкой подкладке, а зимние — на меху. Шили этот предмет одежды из разных тканей — от парчи и бархата (состоятельные люди) до сермяги и хлопчатобумажных тканей (крестьяне). Богатые люди одевали ферязь на другие кафтаны, а бедные — прямо на рубахи. Бюджетный вариант ферязи завязывался на шнуры, а петлицы его отличались скромностью и не превышали числом 3—5. Эксклюзивные же кафтаны украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые могли, как завязываться, так и застегиваться. По краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом.

ОПАШЕНЬ.

Чем-то напоминает ферязь, однако опашень менее торжественен. Как правило, он выполнял функцию плаща-пыльника или летнего пальто. Опашень шили из сукна или шерсти без подкладки, без украшений, иногда даже без застежки. Рукава длиною до подола вшивались только сзади. Вся передняя часть проймы и оката рукава обрабатывалась обтачкой или тесьмой, благодаря чему опашень можно было надеть как безрукавку: руки в рукавах от нижнего кафтана просовывались в прорези, а рукава опашеня оставались висеть по бокам или завязывались назад. В холодную погоду они набирались на руки, причем часть рукава могла висеть, защищая кисть и пальцы от холода.

БЕКЕША.

«Казуальная» версия кафтана с приталенным коротким силуэтом и меховой отделкой. Шилась на меху или на вате с меховым или бархатным воротником. Русские бояре подсмотрели этот кафтан во время обороны Полоцка в 1579 году у воинов венгерской пехоты, которая сражалась на стороне поляков. Собственно само название кафтана происходит от имени их венгерского полководца Каспара Бекеша. Русская армия потеряла Полоцк, однако привезла в Москву пленных и «модных» венгров. С кафтанов «языков» сняли мерки, и в русском гардеробе появился еще один предмет одежды.

ЗИПУН.

Облегченная, минималистичная, версия кафтана из домотканого сукна. Никаких украшений и излишеств в виде стоячего воротника зипун не имеет. Зато очень функционален: не стесняет движения. Зипуны носили в основном крестьяне и казаки. Последние даже назвали свой казачий промысел – походом за зипунами. А грабителей с большой дороги называли «зипунниками».

ЕПАНЧА.

Епанча была создана для непогоды. Это был плащ без рукавов с широким отложным воротником. Шили епанчу из сукна или войлока и пропитывали олифой. Как правило, эту одежду украшали нашивками в пяти местах по два гнезда. Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Епанча была настолько популярной на Руси, что ее даже можно увидеть на гербе Рязани.

ГОЛОВНОЙ УБОР.

Представить себе русского человека XVII века, появившегося на улице без головного убора, невозможно. Это было чудовищным нарушением приличий. В допетровские времена центральным «головным» атрибутом являлся колпак: остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Знатные люди ходили в колпаках, шитых из бархата, парчи или шелка и обитых ценным мехом. Простой народ довольствовался войлочными или валяными шапками, которые так и называли «валёнки». В жаркое время или дома русские носили так называемые «тафьи», прикрывающие макушки шапочки, напоминающие тюбетейки. Знатные граждане имели тафьи, расшитые шёлком или золотыми нитями и украшенные драгоценными каменьями.

И о еще одном крайне важном аксессуаре русского гардероба – о поясе.
Модный сегодня аксессуар – пояс – играл большую роль и в жизни и быту наших предков. С древнейших времен он рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу этого предмета одежды.
Неприличное отсутствие
В быту и обрядах русских поясу издавна придавалось большое значение. До сих пор наш язык хранит знания, которые мы поспешили забыть. Например, «распоясаться» означает утратить приличие поведения. Мужчине без пояса считалось находиться на народе, в обществе крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его. Снятием пояса был оскорблен на пиру внук Дмитрия Донского князь Василий Косой (середина 15 века). Из-за этой проделки даже война началась.


Распоясавшись за кладом
По русским поверьям, ходить без пояса было «грешно». Если же парень или девица собирались якшаться с нечистой силой, они снимали с себя пояс. Это символизировало приобщение к потустороннему миру. Перво-наперво избавлялись от стильного аксессуара ловцы «цветка папоротника» в ночь на Ивана Купалу.


Свадебные обряды
Вплоть до середины XIX века на Руси сохранялся обряд чтения поясных узоров во время смотрин невесты. Знающая пожилая женщина показывала собравшимся изделия невесты и объясняла значение каждого узора.
Но постепенно традиция отмирает – мудреное шитье превращается в банальное украшение.
Столько умения вкладывала исполнительница в создание поясов не случайно. Когда девица была готова выйти замуж, она дарила избраннику поясок. И изменить решения после она уже не могла – у жениха ведь было на руках доказательство. Вот такие брачные документы были в старину.
На самой свадьбе поясом обвязывали жениха и невесту, соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Иной раз невеста раздавала в день торжества более ста поясков.


Карман для денег и конфет
И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, ключи, инструменты. Не была редкостью и поясная сумочка для разной мелочи, называлась она «карман». Пришивать карманы прямо к одежде — гораздо поздняя мода. Пояс издревле являлся хранителем «калиты», то есть кошелька. Ямщики затыкали за пояс кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, с ключами от кладовок, сундуков. Был и мешочек со сладостями для детей – прозвали его «лакомкой».


Знак достоинства
Ременные пояса с древней поры были важнейшим знаком мужской чести — женщины не носили их никогда. «Опояска» или «поясница» считалась едва ли не главным знаком воинского достоинства. Мужской кожаный пояс был в ширину 1,5-2 см, имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками.
Особой славой пользовались опояски из кожи дикого тура. Материал старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но еще не испустил дух. Эти пояса являлись редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки. Охоту на тура в старину приравнивали к поединку с вооруженным врагом.


Восточный шик
Пояс у наших предков был необходимой частью мужской одежды, и своеобразным знаком отличия. Носили этот аксессуар знать и крестьяне, но от состояния, звания и положения хозяина зависел материал и техника, в которой был изготовлена «поясница». С расширением торговых связей, с Востока хлынули драгоценные ткани, фарфор, изделия из лака и кости, стали появляться великолепные восточные пояса. Они были вытканы вручную из золотых и серебряных нитей. Полуметровая ширина пояса и длина до 4,5 м позволяли сложить его вдвое, дважды обернуть вокруг талии поверх кафтана и завязать чуть ниже живота, спустив концы. Так носили пояса именитые шляхтичи в Польше и бояре на Руси.


Очень интересный материал Древнерусские кафтаны «восточного» типа
(мода, происхождение, хронология) по ссылке http://www.asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_caftan предоставленной torunn.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
mariyka_berry
Nov. 24th, 2013 02:17 pm (UTC)
Вспомнилось, про пояса: все те, что на свадьбу гостям и музыкантам дарились, делала сама невеста, она начинала их вышивать, когда ей исполнялось 3 года. К венчанию собиралось приданное из рукоделия: рубашки, скатерти, рушники и пояса.
m_3713
Nov. 24th, 2013 02:42 pm (UTC)
Офигительное дополнение!!!
Спасибо!
a_chernik
Nov. 24th, 2013 03:36 pm (UTC)
Очень интересно, спасибочки. Кто бы мог подумать откуда у карманов "ноги растут". А еще подумалось что Иван Василевич, тот который профессию менял, должен был с ума сойти, до чего мы тут все не приличные, распоясанные, да безголовые ходим :))))
m_3713
Nov. 24th, 2013 03:43 pm (UTC)
Теперь к своему традиционному "спасибо, Петр Ляксеич, за кофе!" добавлю "простите, Иван Василич,за распоясанность!" )))))))))

А карман-"лакомку" я ещё с прошлого поста kitikit в семейный лексикон ввела))
halibi
Nov. 24th, 2013 05:06 pm (UTC)
спасибо. про шапочку тафью никогда не знала=) Очень интересно=)))
m_3713
Nov. 24th, 2013 05:45 pm (UTC)
Это kitikit спасибо за такую находку!))
torunn
Nov. 24th, 2013 08:51 pm (UTC)
интересный материал, но в некоторых моментах довольно общего характера.

Например, кафтаны.
Они действительно проникают на территорию Древней Руси в раннем средневековье. Но причиной тут не совсем варяги - кстати, еще определиться бы, кто они такие? :)
Подобная одежда имеет несколько версий происхождения - азиатская (согдийская), степная, венгерская, иранская и даже византийско-болгарская :)
для желающих ознакомиться с подробностями - милости просим сюда:
http://www.asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_caftan
m_3713
Nov. 25th, 2013 09:54 am (UTC)
Маш, спасибо огромное!
Добавила Вашу ссылку в пост))
torunn
Nov. 25th, 2013 11:23 am (UTC)
совершенно не за что :)
я хотела сказать еще - такие материалы общего энциклопедического плана, они хороши тем, что обобщают большие объемы разного рода данных, теорий и гипотез различных авторов. Как в случае с кафтанами - множество версий, множество изображений, которые интересны, скажем, узкому кругу интересующихся, а для неспециалиста они порой совершенно ненужны .
Но иногда авторы обобщающих работ делают замечания - вроде "варяги и кафтаны" или, скажем, "опояска из кожи дикого тура" :) - которые нужно воспринимать осторожно))
а так - хороший обобщающий материал по одежде 16-18го веков, с иллюстрациями из дореволюционных изданий.
m_3713
Nov. 25th, 2013 01:00 pm (UTC)
Маш, вообще-то я всё сюда перетаскиваю по принципу "на безрыбье ... ")))
Обывательское ощущение, что про русский костюм мало информации...
Понятно, что мы просто не знаем, где и что искать))
torunn
Nov. 25th, 2013 08:04 pm (UTC)
не-не, я не говорю, что что-то не так))))) это так - просто для информации, что по некоторым таким моментам можно иногда определить актуальность текста. Я, к слову, сама в русском костюме не досконально разбираюсь, особенно в позднем - специализация штука такая, в своей теме зарываешь так, что осилить бы то, что есть...
Сейчас в инете оч. много всякой клюквы, родноверы тоже подливают масла в огонь - тащат вышитые узоры из этнографии 19го века в чуть ли не начало нашей эры... Поэтому чем "уже" рамки описываемого предмета, тем порой проще понять - об чем речь, и насколько автор знает тему или наоборот излишне увлекается))

на самом деле, инфы по русскому костюму вообще мало :( т.е. есть, например, инфа про костюм 17го века с отсылками "такое носили еще в старину", а старина в лучшем случае на два века назад идет.
а костюм меняется, и жаль, что нет хороших иллюстрированных трудов именно по отдельным периодам - 9-11й век, 12-13, 14-16 ну и позднее.
у нас до сих пор реконструкторы позднего средневековья ведут битвы - штаны носили новгородцы в 15м веке или переняли моду у европейцев и носили высокие чулки-шоссы :) такие битвы разгораются)))) просто ужас.
в общем, поле непаханное, копать и копать.

Кстати, наткнулась тут недавно на хорошую статью про норвежский свадебный костюм. Пожалуй, тоже притащу, там интересно :)

Edited at 2013-11-25 08:10 pm (UTC)
m_3713
Nov. 25th, 2013 08:21 pm (UTC)
Конечно, переносите!
И... присматривайте за мной, пожалуйста, когда я "костюмное" перетаскиваю))))

Хорошо я устроилась: с камнями попросила себя пости троих профи, с историческим костюмом - Вас)))
torunn
Nov. 25th, 2013 09:05 pm (UTC)
мне кажется, хорошо, когда несколько авторов))) больше разнообразия в сообществе))))
wodaitrawa
Nov. 25th, 2013 11:55 am (UTC)
очень интересно, спасибо!
m_3713
Nov. 25th, 2013 01:01 pm (UTC)
Да, спасибо kitikit))
rekapodrekou
Nov. 26th, 2013 04:24 am (UTC)
боже мой! да ведь все нынешние тренды - просто, примитив по сравнению со всеми этими "бекешами".. поди упомни их все..
m_3713
Nov. 26th, 2013 03:33 pm (UTC)
Ну, авторы статьи так и пишут:
- Хороший кафтан легко заменит вам унылые костюм с галстуком.
- На крупные торжества и официальные приемы, проходящие на открытом воздухе – ферязь.
- Опашень может легко заменить повседневное пальто или плащ.
- Бекеша может стать повседневной, полуспортивной одеждой, и заменить, например, куртку или пуховик.
- Зипун отлично подойдет для работ на даче в прохладную погоду. Также не заменим на рыбалке и охоте.

))))
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com