kitikit (kitikit) wrote in color_harmony,
kitikit
kitikit
color_harmony

Categories:

Исторические фантазии на тему русского костюма.

Друзья, тема национальных костюмов огромна и прекрасна, читаю с удовольствием и надеюсь, это только начало! Благодаря вашей поддержке я тоже решила высказаться по той части, которой давно интересуюсь - русскому костюму. Я решила для начала взять самую радостную, пряничную часть - игру в народность, опирающуюся на исторические изыскания одного периода XIX-XX веков.
Подлинных национальных русских костюмов практически не осталось, да и сведений о них крайне мало. Лучше всего составить о них представление можно благодаря трудам художников и исследователей, собирателей и пр. периода историзма.

В. И. Суриков. Царевна.
Боярская дочь. Суриков вырос в среде, где сохранились многие древние традиции, в том числе в костюме. Здесь один из способов реконструкции образа русского костюма - самый честный, и использование - самое лучшее, потому что получились образы сильные, живые, значительные,  в них не одна изобразительность, а сама душа, сама история. В общем, для понимания русского костюма вполне достаточно внимательно рассмотреть картину "Боярыня Морозова", но я бы хотела увидеть и другие стороны, тоже имевшие место. И эти другие стороны - часто просто игра!
В. И. Суриков. Портрет Н. Ф. Матвеевой. 1909. В душегрее и повязке - девичем головном уборе. Выглядит очень убедительно.
С. В. Иванов.

Пара слов об историзме.

Историзм это основа, культурная память искусства, залог духовности, связующая нить поколений, он есть свойство человеческой души, "всеобщая отзывчивость" (по Ф. М. Достоевскому).
Началом собственно периода историзма следует считать движение национального романтизма, развернувшееся в странах Европы после освобождения от наполеоновского нашествия.
После строгого Классицизма, академизма и французского "стиля Империи" художники искали национальные источники творчества. В период Историзма создавались археологические общества, кружки "любителей древностей" и стремительно росло количество коллекционеров произведений искусства.С 1837 в Москве граф С. Г. Строганов возглавлял "Общество истории и древностей российских". В 1846 г. в Петербурге было создано Русское Археологическо-нумизматическое общество. В 1864 г. граф А. С. Уваров основал Московское Археологическое общество. Николай I указом от 27 февраля 1834 г. устанавливает специальную форму русского придворного костюма.
Это серъёзная игра на высшем политическом уровне, на общеевропейское платье накладывались элементы "в русском стиле"
Придворные дамы при дворе Николая I.
В придворную церемониальную моду вошёл кокошник - громоздкое ссоружение, отдалённо напоминающее кокошники северных губерний, но по линиям силуэт оставался вполне обычным для моды высших сословий того периода.
Эклектика не является художественным стилем, но качества эклектичности присущи всем вторичным стилизациям. Эклектичность мышления человека XIX в. породила разные способы формообразования в искусстве. Одним из них была реставрация — восстановление исторического памятника с сохранением подлинной основы. Другим стало копирование, иногда в тех же материалах, иногда по современным технологиям, составление произведений из старинных частей и пр. Поневоле произведения иногда получались слишком "правильными", не такими живыми, как оригинал. Но сейчас прошло больше ста лет, и нашим современникам всё это уже кажется исконным, нашей настоящей историей (отчасти это справедливо))

К. Е. Маковский. В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. В творчестве Маковского родился  особый жанровый подвид: головки боярышень. Чернобровые, с длинными опущенными ресницами, меланхоличные или задорные, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями, они составили целую галерею русских красавиц. Их можно постить и разглядывать бесконечно, это хорошая живопись, с живым освещением, и всё очень красиво) Я так понимаю, это нарядные костюмы определённых областей, где климат диктовал ношение плотных тканей в многослойных одежах, а хозяйственные условия позволяли дорогую парчу и жемчуга (впрочем, жемчуг не вылавливал только ленивый и позволить себе его могда крестьянка любого уровня дохода)). Но у Маковского мы видим именно "Боярышень", не крестьянок, и время здесь то ли настоящее, то ли романтическое прошлое, короче, всё это просто игра.

А вот Федор Солнцев, он зарисовывал костюмы и лица крестьянок с натуры там, где они сохранились, за что ему большое спасибо)

В мужском Русском костюме этого же периода можно найти в вариации на тему косоворотки, а боярские шубы и прочие интересные, но непонятные ныне богатые верхние одежды, можно увидеть в области театрального искусства. Вот наш Лев в толстовке (это Нестеров). и Леонид Андреев кисти Репина. Потом был знаменитый бал 1903 года, потом революция, с народным костюмом делали всякое (всё-таки он ассоциировался и с Православием, и с чем-то старорежимным. К позднесоветскому периоду (то, что я помню из детства), это были "народные" куклы в синтетических кружевах и "народные ансамбли" с косоворотках из занавесок (не от хорошей жизни, да), мода на "русское" периодически вспыхивала в мировой моде, думаю, сейчас тоже такой момент, но это уже совсем другая история.




Из источников:
http://color-harmony.livejournal.com/126463.html
http://otvet.mail.ru/question/22701134
http://www.rnd-sale.ru/russkie-kostyumy/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%8B%D0%BD%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC/
philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/Veche №14-11.pdf5
http://www.mlsalon.ru/publications/russian-style.html
http://www.velizh.ru/forum/viewtopic.php?p=39436
http://www.playcast.ru/?module=blog&action=showArticle&articleId=45802
http://popova-artclass.livejournal.com/118581.html


Настоящие русские народные костюмы, которые я видела в музеях, не парадные, а обычные, выглядят очень удобными, из натуральной ткани, с легко меняющимся размером, легко комбинируемые, красивые...Надо сказать, что мне стоило большого труда искать в свое время информацию по этому вопросу, даже википедия как-то не порадовала), допетровский костюм отстается загадкой, в то же время мне стало ясно, что это безграничная тема)
Tags: ethnic beauty, история костюма, традиционный костюм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments