?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Здравствуйте, Прекрасные!
Спасибо огромное вам за теплые отклики!

Сегодня мы ближе познакомимся с ролевыми архетипами и тем, что эта теория может дать вам как личности.



Ранее я упоминала, что в своих статьях буду использовать выдержки из работ постюнгианских исследователей Галины Бедненко и Джин Шиноды Болен. Однако сразу уточню, что при всем моем восхищении и уважении к авторам, я буду придерживаться некого серединного пути и своего личного взгляда при изложении материала.


Дело в том, что Болен является ярким представителем феминистического движения, и это не могло не отразится в ее работе. Джин Шинода первой выделила категорию «независимых  богинь» - Афина, Артемида, Гестия. С точки зрения Юнга, у женщин есть сознательная феминная сущность и бессознательная маскулинная (анимус), у мужчин напротив – сознательная маскулинная и бессознательная феминная (анима). При этом женскими качествами являются субъективность, восприимчивость, пассивность, способность воспитывать и заботиться, а мужскими – рациональность, духовность и способность действовать решительно. Теоретическая позиция Юнга расхолаживала женщин в их стремлении к достижениям. Он писал: «Выбирая мужскую профессию, обучаясь и работая как мужчина, женщина совершает нечто такое, что не соответствует, если не вредит прямо, ее женской природе». Дж.Шинода Болен выделила т.н «богинь-девственниц» - положительные, активные паттерны, которые воплощают глубинные побуждения женщины развивать свои таланты, преследовать собственные интересы, самостоятельно решать проблемы, стремиться к самовыражению и успеху в обществе или же вести созерцательную, духовную жизнь, при этом не являясь проявлением мужских качеств. Однако в этой борьбе за отстаивание прав «досталось» т.н «уязвимым богиням» - Гере, Деметре, Персефоне - женщинам ориентированным на близкие отношения, любовь, семейный ценности.

Потому я постараюсь подать в выгодном свете каждый из паттернов, независимо от его ориентации и жизненных приоритетов.



Что же касается Галины Борисовны Бедненко, она акцентирует внимание на том, что «в каждой женщине присутствуют ВСЕ архетипы одновременно. Но вступают в свои права обычно по очереди. Мужчина свои архетипы выбирает и следует им почти постоянно. Женщина же постоянно меняет один архетип на другой: дома она одна, на работе другая; с мамой — одна, с мужем — другая, с детьми — третья, в религиозной общине — четвертая. Это естественная для женщины необходимость владеть всеми ролями и уметь менять их сообразно случаю и собственным потребностям. Тогда женщина чувствует себя все время на своем месте». К тому же идентификация с одной богиней, по мнению ученого, является крайне нежелательной  и даже разрушительной.



Я же считаю, что в женщине, как и мужчине, ведущими являются один или два архетипа (в последнем случае, дополняя друг друга), которые определяют ее направленность, приоритеты. Независимо от архетипа женщина может быть матерью, для этого необязательно становиться Деметрой, но вот какой она будет матерью, каков будет стиль воспитания, можно «прочесть» в ее архетипе.  Безусловно, нужные архетипы могут активизироваться в нас ситуационно, Афина поможет при построении карьеры, Афродита проснется, когда нужно пофлиртовать, а Гестия научит более созерцательному подходу к домашним хлопотам, однако они помощники, а не подмена вашей личности.

Ну и, признаться, поиск в себе «ведущего архетипа», на мой взгляд,  необходим нам именно для определения соответствующего нам по духу стильного образа.



Образы богинь-архетипов представляют собой возможные поведенческие модели, дремлющие в душах всех женщин, однако в каждой конкретной женщине какие-то из этих схем пробуждаются, а какие-то – нет. Говоря об архетипах, Юнг использует следующее сравнение: архетипическая схема подобна незримому образцу, определяющему форму и структуру будущего кристалла, а сформировавшийся кристалл аналогичен пробужденному архетипу.



Архетип растения – это его "проект", дремлющий в семени. Прорастание семян зависит от их выносливости, состава почвы и климатических условий, наличия или отсутствия определенных питательных веществ и заботливого ухода или же небрежности со стороны садовника. Подобным же образом пробуждение той или иной богини в женщине зависит от суммарного действия множества факторов – врожденной предрасположенности, этапа жизни, особенностей семьи, культуры, взаимодействия с другими людьми, упущенных возможностей, рода деятельности, уровня гормонов в организме и т.д.



Дети от рождения обладают характерными чертами, в разной степени присущими различным архетипам богинь, – они энергичны или спокойны, своенравны или покладисты, любопытны и не очень, склонны к одиночеству или общительны. К двум-трем годам в девочке явно проявляются качества, присущие той или иной богине.
Родители, поощряющие и поддерживающие естественное развитие дочери, дают ей возможность делать то, что для нее важно; в результате девочка чувствует себя хорошо и уверенно. Нечто противоположное происходит, если семья осуждает присущий ребенку архетипический образ богини. Подавление естественных склонностей приводит лишь к тому, что девочка начинает ощущать собственную фальшь.



Жизнь женщины состоит из множества фаз, каждой из которых соответствует одна или несколько наиболее влиятельных богинь. Однако женщина может ограничиться и одной богиней, которая будет последовательно вести ее через все этапы ее жизни. Оглядываясь на прошлое, женщины нередко вполне могут осознать, какие богини в какой период их жизни влияли на них в большей степени, чем другие.



Для каждой женщины крайне важно научиться быть главной героиней, ведущим действующим лицом в истории своей жизни. Для этого им нужно принимать сознательные решения, которые и определят их жизнь. Прежде женщины даже не сознавали, какое мощное влияние оказывают на них культурные стереотипы; сходным образом сейчас они обычно не сознают, какие могучие силы таятся в них самих, – силы, способные определять их поступки и чувства. Эти могучие внутренние схемы, или архетипы, объясняют основные различия между женщинами.
Знание архетипов богинь помогает женщинам понять себя и свои взаимоотношения с мужчинами и другими женщинами, с родителями, возлюбленными и детьми. Кроме того, эти божественные архетипы позволяют женщинам разобраться в собственных побуждениях (особенно это касается непреодолимых пристрастий), разочарованиях и источниках удовлетворенности.
Женщины подчиняются могучим внутренним силам – архетипам, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богинь. В свою очередь, внешние силы, или стереотипы – те роли, исполнения которых ждет от женщин общество, – навязывают им шаблоны одних богинь и подавляют другие. В результате получается, что каждая женщина пребывает где-то посередине: ее внутренние побуждения определяются архетипами богинь, а внешние поступки – культурными стереотипами.



Как только женщина начинает сознавать такие влияния, это знание становится силой. "Богини" являются могучими незримыми силами, определяющими поведение и чувства. Знание о "богинях" в каждой из нас – это открывающиеся перед женщиной новые территории сознания. Когда она постигает, какие "богини" проявляются в ней как господствующие внутренние силы, появляется и понимание себя, власти определенных инстинктов, осознание своих приоритетов и способностей, возможность найти личный смысл в тех решениях, к которым остальные люди могут оставаться равнодушными.



Греческие богини – это женские образы, которые живут в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Они олицетворяют женские устремления, в них воплощены поведенческие модели, которые исторически не дозволялись женщинам. Греческие богини прекрасны и сильны,  как архетипы они способны определять и качество, и направленность жизни женщины. Эти богини отличаются друг от друга. У каждой из них есть свои положительные и свои потенциально отрицательные свойства. Мифология показывает, что именно для них важно, и в метафорической форме говорит нам о возможностях похожих на них женщин.
Греческие богини, как и мы, жили в патриархальном обществе, и они воплощают жизненные модели женщины в патриархальной культуре.



В Древней Греции женщины хорошо знали, что их место в жизни и род занятий неразрывно связаны с властью той или иной богини, которую, соответственно, и следовало почитать каждой из них. Женщины поклонялись богиням, опасаясь, что в противном случае станут жертвами их гневного возмездия. Богини живут во внутреннем мире современных женщин в качестве архетипов и, претендуя на полное господство над своими подданными, как и в Древней Греции, берут то, что им причитается. Женщина может в течение какого-то времени или даже всю жизнь оставаться во власти определенного архетипа, даже не зная, кому именно из богинь она служит.



Каждая женщина наделена божественными дарами, которые следует изучить и с благодарностью принять. Кроме того, у каждой есть установленные свыше границы, которые нужно распознать и преодолеть ради того, чтобы измениться. Женщина не в силах противиться схеме, заданной основополагающим архетипом богини, пока не осознает самого существования в себе такого архетипа и не попытается воплотить с его помощью свой потенциал».  (Дж.Шинода Болен «Богини в каждой женщине»)



Фотоматериалы взяты с ресурса pinterest.com

Подробнее с работами авторов вы можете познакомиться:

Джин Шинода Болен  "Богини в каждой женщине: Новая психология женщины. Архетипы богинь" издательства «София», 2007 год

Галина Борисовна Бедненко «Греческие богини. Архетипы женственности». - Серия: Библиотека психологии и психотерапии  независимой фирмы «Класс», 2005 год
а также ознакомится с новым электронным изданием книги
Греческие боги и богини как ролевые архетипы: Новое электронное издание. - М.: Пряхи, 2013
по адресу http://halina.livejournal.com/1849206.html



czarstvo-diva.livejournal.com © 2013

Comments

dstsida
Sep. 27th, 2013 12:49 am (UTC)
Прошу прощения, что встреваю, Вы говорите, что отрицаете наличие патриархального стоя, а как Вы прокомментируете, например, такие простые и страшные житейские факты нашей действительности:

- 83 % победителей конкурса "Учитель года России" на 2011 г. (за 20 с лишним лет его существования) — мужчины, несмотря на то, что в городских и сельских школах РФ на 2008 г. женщины составляли 91,2 % и 82,7 % работающих соответственно.
- по отечественной статистике, в России от рук мужа или других родственников каждые 40 минут погибает женщина.
- по данным мвф женщины владеют лишь 10% всех денежных накоплений и 1% земельной собственности!
- по данным того же мвф в среднем рабочее время за неделю для женщины - 52ч, а для мужчины -48. Тут наверное, оказал влияние тот факт, что большинство работников светшопов в бедных странах - женщины.

Может это и не самое подходящее место, для подобных дискуссии, но когда знаешь это всё, хочется поделиться.

Edited at 2013-09-27 01:12 am (UTC)
city_walker
Sep. 27th, 2013 04:47 am (UTC)
Я имела в виду ни в коем случае не Россию (вроде бы даже где-то это указала), а развитые страны с развитым обществом. В некоторых странах мира безусловно патриархальный строй.

А что касается гибели женщин от рук мужчин (это есть во всех странах, просто где-то женщины больше защищены, где-то меньше) или тем, что женщины владеют лишь малой частью ресурсов, то, на мой взгляд, неверно это объяснять неким "патриархальным строем" (как и брать статистику по всем странам мира одновременно).

Даже в Швеции, где я живу, очень много женщин искренне хотят не работать, а быть домохозяйками. Так есть и в других странах, только в большем масштабе. И объяснять это тем, что им на самом деле этого не хочется, это им навязал "патриахральный строй" - это значит смотреть на них свысока и учить жизни. Как раз то, в чём обвиняют этот строй. Только раньше мужчины учили женщин, где их место, а сейчас некоторые женщины берут на себя право учить других женщин, где их место.

Ещё пример из Норвегии - там тоже, условно говоря, 90% младшего медицинского персонала женщины и 90% инженеров - мужчины. Почему? Им кто-то запретил? Культура им "навязала" такие роли? Или им просто так хочется и в благополучной стране у них есть возможность делать то, что хочется?

Для меня отсутствие "патриархального строя" это равные возможности для мужчин и женщин (которые, признаю, есть не во всех странах мира). Когда и те, и другие имеют право учиться, голосовать, работать. А уж что они с этими правами делают... Это их решение.
rekapodrekou
Sep. 27th, 2013 05:41 am (UTC)
Я признаться тоже Вас сразу не поняла, но решила не вступать в дискуссию, дабы не разжигать тут споров (уж по слишком предсказуемому сценарию разворачивался разговор).
Тот факт, что Вы из Швеции (вспомнила, Вы упоминали это в посте с "мужскими ботинками") объясняет Вашу позицию - эта страна одна из наиболее защищенных в социальном плане для женщин. Безусловно, в разных странах разный уровень этой защищенности. Другое дело, что на сегодняшний момент у людей сложился негативный образ феминизма (в частности из-за припадочных феминисток-экстримисток), забывая о том, что в первую очередь это отстаивание женских прав в самом широком смысле. Сам по себе архетип Артемиды прекрасен и ее мотивы достойны уважения, а перегибы возможны в любом архетипе (Афина идущая по трупам, истеричная Гера-мегера, проститутка Афродита и т.п). Ну и если бы феминистичная Шинода Болен не взялась в свое время за эту работу, то вероятно мы бы не познакомились с ролевыми архетипами сегодня.
m_3713
Sep. 27th, 2013 06:03 am (UTC)
"раньше мужчины учили женщин, где их место, а сейчас некоторые женщины берут на себя право учить других женщин, где их место."
))))) Отлично сказано !
Согласна и с тем, что Болен говорит о дискриминации женщин в том числе в развитых странах, а я этого не вижу!))
Сама я, очень успешная социально, если бы не необходимость очень много зарабатывать, потому что тяжело и, соответственно, дорого, болеют близкие и сама, не хотела бы вообще работать. Нигде и никем!!! И с удовольствием сидела бы за мУжем!)))))
rekapodrekou
Sep. 27th, 2013 09:59 am (UTC)
эх.. разворошили старую рану..
Маргарит, к сожаленью, ты правильно сказала "дискриминации женщин, в том числе в развитых странах, я не вижу", а не то что ее нет..
ты научилась быть сильной, и требуешь этого от других, но не у всех есть для этого задатки и возможность (да мне хотелось бы, чтоб жизнь была к нам доброй, как теплый и ласковый океан, а не норовила съесть, но т.к часто бывает последнее, тоже учусь быть воином).
я родилась, можно сказать, с серебряной ложкой, и особенной дискриминации не подвергалась, но при этом по себе знаю, что "женщина должна быть факабельной, чтоб мужик ее хотел, и при этом целомудренной, не то - шалава!" (я сама подвергалась дискриминации, как Афродита). мою подругу чуть не изнасиловали со словами: ТЫ САМА ЭТОГО ЗАХОТЕЛА! (хорошо мимо проходил мужчина, услышал, и спугнул придурка). при этом посмотри на африканское племя туарегов, у которых матриархат - там совсем по-другому расставлены приоритеты.
правда, я люблю Артемиду не за вот эту вот борьбу (хотя не могу не признать, что без присутствия в личности женщина его сейчас не было бы ни намека на равноправие). а вот именно за сестринство. хоть я и сама сторонник родства душ и дружбы независимо от пола, но столкнулась с этим архетипом во время беременности, и должна сказать, он - прекрасен. я рожала с мужем помощницей-доулой. тут конечно бывает задействован архетип Деметры, но мне как раз не нужна была доула-мать, но помощница-сестра. и когда через время я встретилась с этими женщинами, было ощущение своеобразного женского круга, единения независимо от возраста и статуса. единение женщин ведающих, знающих, любящих и принимающих, заботящихся от чистого сердца, и при этом готовых отпустить.

Edited at 2013-09-27 10:00 am (UTC)
dstsida
Sep. 27th, 2013 12:23 pm (UTC)
В данном случае не думаю, что Джин Шинода в своей книге кого-то учила или на кого-то оказывала давление. Она лишь разделила архетипы на условно девственниц (независимых от традиционных ролей и стереотипов, накладываемых на женщину обществом ), уязвимых (женщины, чья жизнь вращается вокруг традиционных ролей) и ещё выделила одну алхимическую богиню (богиня, которая вообще над этой системой). В общем, как мне показалось, она очень точно и честно систематизировала женские типажи.

Edited at 2013-09-27 12:24 pm (UTC)

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com