?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Здравствуйте, Прекрасные!
Спасибо огромное вам за теплые отклики!

Сегодня мы ближе познакомимся с ролевыми архетипами и тем, что эта теория может дать вам как личности.



Ранее я упоминала, что в своих статьях буду использовать выдержки из работ постюнгианских исследователей Галины Бедненко и Джин Шиноды Болен. Однако сразу уточню, что при всем моем восхищении и уважении к авторам, я буду придерживаться некого серединного пути и своего личного взгляда при изложении материала.


Дело в том, что Болен является ярким представителем феминистического движения, и это не могло не отразится в ее работе. Джин Шинода первой выделила категорию «независимых  богинь» - Афина, Артемида, Гестия. С точки зрения Юнга, у женщин есть сознательная феминная сущность и бессознательная маскулинная (анимус), у мужчин напротив – сознательная маскулинная и бессознательная феминная (анима). При этом женскими качествами являются субъективность, восприимчивость, пассивность, способность воспитывать и заботиться, а мужскими – рациональность, духовность и способность действовать решительно. Теоретическая позиция Юнга расхолаживала женщин в их стремлении к достижениям. Он писал: «Выбирая мужскую профессию, обучаясь и работая как мужчина, женщина совершает нечто такое, что не соответствует, если не вредит прямо, ее женской природе». Дж.Шинода Болен выделила т.н «богинь-девственниц» - положительные, активные паттерны, которые воплощают глубинные побуждения женщины развивать свои таланты, преследовать собственные интересы, самостоятельно решать проблемы, стремиться к самовыражению и успеху в обществе или же вести созерцательную, духовную жизнь, при этом не являясь проявлением мужских качеств. Однако в этой борьбе за отстаивание прав «досталось» т.н «уязвимым богиням» - Гере, Деметре, Персефоне - женщинам ориентированным на близкие отношения, любовь, семейный ценности.

Потому я постараюсь подать в выгодном свете каждый из паттернов, независимо от его ориентации и жизненных приоритетов.



Что же касается Галины Борисовны Бедненко, она акцентирует внимание на том, что «в каждой женщине присутствуют ВСЕ архетипы одновременно. Но вступают в свои права обычно по очереди. Мужчина свои архетипы выбирает и следует им почти постоянно. Женщина же постоянно меняет один архетип на другой: дома она одна, на работе другая; с мамой — одна, с мужем — другая, с детьми — третья, в религиозной общине — четвертая. Это естественная для женщины необходимость владеть всеми ролями и уметь менять их сообразно случаю и собственным потребностям. Тогда женщина чувствует себя все время на своем месте». К тому же идентификация с одной богиней, по мнению ученого, является крайне нежелательной  и даже разрушительной.



Я же считаю, что в женщине, как и мужчине, ведущими являются один или два архетипа (в последнем случае, дополняя друг друга), которые определяют ее направленность, приоритеты. Независимо от архетипа женщина может быть матерью, для этого необязательно становиться Деметрой, но вот какой она будет матерью, каков будет стиль воспитания, можно «прочесть» в ее архетипе.  Безусловно, нужные архетипы могут активизироваться в нас ситуационно, Афина поможет при построении карьеры, Афродита проснется, когда нужно пофлиртовать, а Гестия научит более созерцательному подходу к домашним хлопотам, однако они помощники, а не подмена вашей личности.

Ну и, признаться, поиск в себе «ведущего архетипа», на мой взгляд,  необходим нам именно для определения соответствующего нам по духу стильного образа.



Образы богинь-архетипов представляют собой возможные поведенческие модели, дремлющие в душах всех женщин, однако в каждой конкретной женщине какие-то из этих схем пробуждаются, а какие-то – нет. Говоря об архетипах, Юнг использует следующее сравнение: архетипическая схема подобна незримому образцу, определяющему форму и структуру будущего кристалла, а сформировавшийся кристалл аналогичен пробужденному архетипу.



Архетип растения – это его "проект", дремлющий в семени. Прорастание семян зависит от их выносливости, состава почвы и климатических условий, наличия или отсутствия определенных питательных веществ и заботливого ухода или же небрежности со стороны садовника. Подобным же образом пробуждение той или иной богини в женщине зависит от суммарного действия множества факторов – врожденной предрасположенности, этапа жизни, особенностей семьи, культуры, взаимодействия с другими людьми, упущенных возможностей, рода деятельности, уровня гормонов в организме и т.д.



Дети от рождения обладают характерными чертами, в разной степени присущими различным архетипам богинь, – они энергичны или спокойны, своенравны или покладисты, любопытны и не очень, склонны к одиночеству или общительны. К двум-трем годам в девочке явно проявляются качества, присущие той или иной богине.
Родители, поощряющие и поддерживающие естественное развитие дочери, дают ей возможность делать то, что для нее важно; в результате девочка чувствует себя хорошо и уверенно. Нечто противоположное происходит, если семья осуждает присущий ребенку архетипический образ богини. Подавление естественных склонностей приводит лишь к тому, что девочка начинает ощущать собственную фальшь.



Жизнь женщины состоит из множества фаз, каждой из которых соответствует одна или несколько наиболее влиятельных богинь. Однако женщина может ограничиться и одной богиней, которая будет последовательно вести ее через все этапы ее жизни. Оглядываясь на прошлое, женщины нередко вполне могут осознать, какие богини в какой период их жизни влияли на них в большей степени, чем другие.



Для каждой женщины крайне важно научиться быть главной героиней, ведущим действующим лицом в истории своей жизни. Для этого им нужно принимать сознательные решения, которые и определят их жизнь. Прежде женщины даже не сознавали, какое мощное влияние оказывают на них культурные стереотипы; сходным образом сейчас они обычно не сознают, какие могучие силы таятся в них самих, – силы, способные определять их поступки и чувства. Эти могучие внутренние схемы, или архетипы, объясняют основные различия между женщинами.
Знание архетипов богинь помогает женщинам понять себя и свои взаимоотношения с мужчинами и другими женщинами, с родителями, возлюбленными и детьми. Кроме того, эти божественные архетипы позволяют женщинам разобраться в собственных побуждениях (особенно это касается непреодолимых пристрастий), разочарованиях и источниках удовлетворенности.
Женщины подчиняются могучим внутренним силам – архетипам, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богинь. В свою очередь, внешние силы, или стереотипы – те роли, исполнения которых ждет от женщин общество, – навязывают им шаблоны одних богинь и подавляют другие. В результате получается, что каждая женщина пребывает где-то посередине: ее внутренние побуждения определяются архетипами богинь, а внешние поступки – культурными стереотипами.



Как только женщина начинает сознавать такие влияния, это знание становится силой. "Богини" являются могучими незримыми силами, определяющими поведение и чувства. Знание о "богинях" в каждой из нас – это открывающиеся перед женщиной новые территории сознания. Когда она постигает, какие "богини" проявляются в ней как господствующие внутренние силы, появляется и понимание себя, власти определенных инстинктов, осознание своих приоритетов и способностей, возможность найти личный смысл в тех решениях, к которым остальные люди могут оставаться равнодушными.



Греческие богини – это женские образы, которые живут в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Они олицетворяют женские устремления, в них воплощены поведенческие модели, которые исторически не дозволялись женщинам. Греческие богини прекрасны и сильны,  как архетипы они способны определять и качество, и направленность жизни женщины. Эти богини отличаются друг от друга. У каждой из них есть свои положительные и свои потенциально отрицательные свойства. Мифология показывает, что именно для них важно, и в метафорической форме говорит нам о возможностях похожих на них женщин.
Греческие богини, как и мы, жили в патриархальном обществе, и они воплощают жизненные модели женщины в патриархальной культуре.



В Древней Греции женщины хорошо знали, что их место в жизни и род занятий неразрывно связаны с властью той или иной богини, которую, соответственно, и следовало почитать каждой из них. Женщины поклонялись богиням, опасаясь, что в противном случае станут жертвами их гневного возмездия. Богини живут во внутреннем мире современных женщин в качестве архетипов и, претендуя на полное господство над своими подданными, как и в Древней Греции, берут то, что им причитается. Женщина может в течение какого-то времени или даже всю жизнь оставаться во власти определенного архетипа, даже не зная, кому именно из богинь она служит.



Каждая женщина наделена божественными дарами, которые следует изучить и с благодарностью принять. Кроме того, у каждой есть установленные свыше границы, которые нужно распознать и преодолеть ради того, чтобы измениться. Женщина не в силах противиться схеме, заданной основополагающим архетипом богини, пока не осознает самого существования в себе такого архетипа и не попытается воплотить с его помощью свой потенциал».  (Дж.Шинода Болен «Богини в каждой женщине»)



Фотоматериалы взяты с ресурса pinterest.com

Подробнее с работами авторов вы можете познакомиться:

Джин Шинода Болен  "Богини в каждой женщине: Новая психология женщины. Архетипы богинь" издательства «София», 2007 год

Галина Борисовна Бедненко «Греческие богини. Архетипы женственности». - Серия: Библиотека психологии и психотерапии  независимой фирмы «Класс», 2005 год
а также ознакомится с новым электронным изданием книги
Греческие боги и богини как ролевые архетипы: Новое электронное издание. - М.: Пряхи, 2013
по адресу http://halina.livejournal.com/1849206.html



czarstvo-diva.livejournal.com © 2013

Comments

m_3713
Aug. 6th, 2013 04:27 pm (UTC)
Таааак...
Юнг - сексист. Джин Шинода - туда же, хоть и с противоположными воззрениями))))))
Будем ориентироваться на Галину Борисовну и Олесю!))
Мне кажется очень разумным считать, что в каждой женщине намешано разных фундаментальных моделей взаимодействия с миром, а так же что какие-то модели у конкретной женщины преобладают.
Буду ждать подробностей!))

Edited at 2013-08-06 04:30 pm (UTC)
city_walker
Aug. 8th, 2013 05:34 am (UTC)
Про сексизм - меня тоже раздражает, когда под видом феминизма продают такой сексизм наоборот!
m_3713
Aug. 8th, 2013 07:25 am (UTC)
Да, но феминизм - не всегда сексизм, к счастью))
rekapodrekou
Aug. 8th, 2013 10:27 am (UTC)
нууу.. я не стала бы скидывать Юнга и Шиноду со счетов. сегодня как раз читала про Кору (архетип Девы) у Юнга - он ее прямо боготворит, и мысли очень глубокие и полезные. и Болен прекрасна: просто, мне как Персефоне в проявлении подземной Афродиты, Боленовской трактовки оказалось недостаточно - она у нее слишком девочка и слишком жертвенная. и Гера - просто, ревнивая супруга, хотя я лично знаю множество прекрасных Гер, а не Гер-мегер.. Болен смотрит на женщину через призму порицания патриархального строя, но это в ней Артемида говорит ))
m_3713
Aug. 8th, 2013 10:30 am (UTC)
Олеся)))))
Вам (в отличии от Юнга и К) я полностью доверяю!)))))
rekapodrekou
Aug. 11th, 2013 06:31 am (UTC)
очень приятно))
devochkaletom
Aug. 15th, 2013 04:04 am (UTC)
А подскажите, пожалуйста, в какой книге у Юнга можно почитать про Кору и другие архетипы?
rekapodrekou
Aug. 18th, 2013 09:52 am (UTC)
в статье о Персефоне, которую только выложила, есть 4м пунктом Юнг ))))
devochkaletom
Aug. 18th, 2013 02:28 pm (UTC)
спасибо :)
city_walker
Aug. 27th, 2013 10:00 pm (UTC)
Я читаю Болен и плююсь (=разражаюсь речами в адрес всех, кто готов слушать или не успел убежать). Блин, какое порицание патриархального слоя? Я забыла, у женщин отоборали изберательное право, право собственности, запретили поступать в университеты и работать? Какой вообще патриархальный слой?..

Это такие, как она, делают из женщин жертв и навязывают им идею об их неполноценности, потому что якобы "общество так считает", хотя никто (кроме отдельных радикалов, но и она сама - радикал) так не думает.

Вот именно, что это в ней Артемида говорит. В книге больше про автора, чем про предмет. У меня очень сильно ведущий архетип Афина и я не то, что не являюсь "рабой патриархального слоя", я отрицаю его наличие. И уважаю право других женщин жить так, как им хочется - хоть космонавтом быть, хоть домохозяйкой. И я допускаю, что чуждый мне лично второй выбор - это может быть выбор самой женщины, а не что-то, что ей навязала некая "патриархальная культура".
rekapodrekou
Sep. 3rd, 2013 07:51 am (UTC)
))) где-то у Болен было, если 2 женщины спорят о правах и патриархате, то одна из них будет Афиной, а вторая Артемидой.. это как конфликт между Герой и Афродитой.
я в принципе понимаю ее как Артемиду, все-таки вполне реальны сегодня и случаи насилия в семье, и дискриминация работающих женщин.. и есть люди, которые говорят: Сама виновата!
просто, на мой взгляд, не стоит впадать в крайности - мы же девочки ))))
когда мы нападаем на представительниц другого архетипа, то как бы отсекаем нечто в себе.
m_3713
Sep. 3rd, 2013 03:22 pm (UTC)
"когда мы нападаем на представительниц другого архетипа, то как бы отсекаем нечто в себе."
Повешу внутри себя "на стенку"! Есть над чем поразмыслить и поработать...
Вспомнилось, как психологи подтрунивают, мол, если пробегаете глазами оглавление и - "вот это точно мне не нужно, у меня нет такой проблемы" - остановитесь, именно это и есть самое важное и при этом потаённое!..
city_walker
Sep. 3rd, 2013 06:19 pm (UTC)
> просто, на мой взгляд, не стоит впадать в крайности - мы же девочки ))))
Извините, кто "мы"? Разве есть такое "мы"?.. Ну есть какие-то вещи, которые объективно только женщин сближают - у рожавших женщин они есть (хотя там тоже есть свои взгляды и холивары) или у увлечённых модой и косметикой...

А так мне претит объединение женщин в группы, куда куда не допускают мужчин, так же, как и мужчин в группы, куда не допускают женщин. Для меня всегда и во всём быть на стороне женщины - это крайность и сексизм, такой же, как и всегда и во всём быть на стороне мужчины. То, что некоторые мужчины этим грешат, - не повод им уподобляться. Я не за "мальчиков" и не за "девочек", я за справедливость :)

Что же касается Болен, то вы очень ласково у неё выбрали как раз те примеры, с которыми сложно спорить - ну кто нормальный скажет про дискриминацию или насилие в семье: сама виновата?

С другой стороны она там еще приводила примеры, типа домогательств на рабочем месте со стороны начальника, а так же со стороны врачей или преподавателей. И тут я считаю, что в отличие от дискриминации или насилия (или тех случаев, где затронуты дети или недееспособные женщины) - тут очень разные бывают ситуации. Сколько простора для манипуляции для отвергнутой любовницы или просто чтобы навредить мужчине, который чем-то тебя обидел. Заявление со стороны пациентки или студентки может прекратить карьеру врача или преподавателя. Я не оправдываю насилие или домогательства ни в каком виде, просто в этих случаях много оттенков серого и правду сложно найти, увы... Особенно когда у этих людей сначала были какие-то отношения, вроде бы по согласию сторон, а потом вдруг пошли обвинения...

Но я не нападаю на представительниц другого архетипа, или вообще на кого-то все случаи индивидуальны. У каждого архетипа есть разные стороны, приятные и не очень и люди тоже разные бывают - любого пола...
(no subject) - rekapodrekou - Sep. 3rd, 2013 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - city_walker - Sep. 3rd, 2013 06:34 pm (UTC) - Expand
m_3713
Sep. 3rd, 2013 03:18 pm (UTC)
"это в ней Артемида говорит" - нееее, это в ней Дура говорит, простите за резкость!))
(no subject) - city_walker - Sep. 3rd, 2013 06:20 pm (UTC) - Expand
dstsida
Sep. 27th, 2013 12:49 am (UTC)
Прошу прощения, что встреваю, Вы говорите, что отрицаете наличие патриархального стоя, а как Вы прокомментируете, например, такие простые и страшные житейские факты нашей действительности:

- 83 % победителей конкурса "Учитель года России" на 2011 г. (за 20 с лишним лет его существования) — мужчины, несмотря на то, что в городских и сельских школах РФ на 2008 г. женщины составляли 91,2 % и 82,7 % работающих соответственно.
- по отечественной статистике, в России от рук мужа или других родственников каждые 40 минут погибает женщина.
- по данным мвф женщины владеют лишь 10% всех денежных накоплений и 1% земельной собственности!
- по данным того же мвф в среднем рабочее время за неделю для женщины - 52ч, а для мужчины -48. Тут наверное, оказал влияние тот факт, что большинство работников светшопов в бедных странах - женщины.

Может это и не самое подходящее место, для подобных дискуссии, но когда знаешь это всё, хочется поделиться.

Edited at 2013-09-27 01:12 am (UTC)
(no subject) - city_walker - Sep. 27th, 2013 04:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - rekapodrekou - Sep. 27th, 2013 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_3713 - Sep. 27th, 2013 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - dstsida - Sep. 27th, 2013 12:23 pm (UTC) - Expand

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com