?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Здравствуйте, Прекрасные!
Спасибо огромное вам за теплые отклики!

Сегодня мы ближе познакомимся с ролевыми архетипами и тем, что эта теория может дать вам как личности.



Ранее я упоминала, что в своих статьях буду использовать выдержки из работ постюнгианских исследователей Галины Бедненко и Джин Шиноды Болен. Однако сразу уточню, что при всем моем восхищении и уважении к авторам, я буду придерживаться некого серединного пути и своего личного взгляда при изложении материала.


Дело в том, что Болен является ярким представителем феминистического движения, и это не могло не отразится в ее работе. Джин Шинода первой выделила категорию «независимых  богинь» - Афина, Артемида, Гестия. С точки зрения Юнга, у женщин есть сознательная феминная сущность и бессознательная маскулинная (анимус), у мужчин напротив – сознательная маскулинная и бессознательная феминная (анима). При этом женскими качествами являются субъективность, восприимчивость, пассивность, способность воспитывать и заботиться, а мужскими – рациональность, духовность и способность действовать решительно. Теоретическая позиция Юнга расхолаживала женщин в их стремлении к достижениям. Он писал: «Выбирая мужскую профессию, обучаясь и работая как мужчина, женщина совершает нечто такое, что не соответствует, если не вредит прямо, ее женской природе». Дж.Шинода Болен выделила т.н «богинь-девственниц» - положительные, активные паттерны, которые воплощают глубинные побуждения женщины развивать свои таланты, преследовать собственные интересы, самостоятельно решать проблемы, стремиться к самовыражению и успеху в обществе или же вести созерцательную, духовную жизнь, при этом не являясь проявлением мужских качеств. Однако в этой борьбе за отстаивание прав «досталось» т.н «уязвимым богиням» - Гере, Деметре, Персефоне - женщинам ориентированным на близкие отношения, любовь, семейный ценности.

Потому я постараюсь подать в выгодном свете каждый из паттернов, независимо от его ориентации и жизненных приоритетов.



Что же касается Галины Борисовны Бедненко, она акцентирует внимание на том, что «в каждой женщине присутствуют ВСЕ архетипы одновременно. Но вступают в свои права обычно по очереди. Мужчина свои архетипы выбирает и следует им почти постоянно. Женщина же постоянно меняет один архетип на другой: дома она одна, на работе другая; с мамой — одна, с мужем — другая, с детьми — третья, в религиозной общине — четвертая. Это естественная для женщины необходимость владеть всеми ролями и уметь менять их сообразно случаю и собственным потребностям. Тогда женщина чувствует себя все время на своем месте». К тому же идентификация с одной богиней, по мнению ученого, является крайне нежелательной  и даже разрушительной.



Я же считаю, что в женщине, как и мужчине, ведущими являются один или два архетипа (в последнем случае, дополняя друг друга), которые определяют ее направленность, приоритеты. Независимо от архетипа женщина может быть матерью, для этого необязательно становиться Деметрой, но вот какой она будет матерью, каков будет стиль воспитания, можно «прочесть» в ее архетипе.  Безусловно, нужные архетипы могут активизироваться в нас ситуационно, Афина поможет при построении карьеры, Афродита проснется, когда нужно пофлиртовать, а Гестия научит более созерцательному подходу к домашним хлопотам, однако они помощники, а не подмена вашей личности.

Ну и, признаться, поиск в себе «ведущего архетипа», на мой взгляд,  необходим нам именно для определения соответствующего нам по духу стильного образа.



Образы богинь-архетипов представляют собой возможные поведенческие модели, дремлющие в душах всех женщин, однако в каждой конкретной женщине какие-то из этих схем пробуждаются, а какие-то – нет. Говоря об архетипах, Юнг использует следующее сравнение: архетипическая схема подобна незримому образцу, определяющему форму и структуру будущего кристалла, а сформировавшийся кристалл аналогичен пробужденному архетипу.



Архетип растения – это его "проект", дремлющий в семени. Прорастание семян зависит от их выносливости, состава почвы и климатических условий, наличия или отсутствия определенных питательных веществ и заботливого ухода или же небрежности со стороны садовника. Подобным же образом пробуждение той или иной богини в женщине зависит от суммарного действия множества факторов – врожденной предрасположенности, этапа жизни, особенностей семьи, культуры, взаимодействия с другими людьми, упущенных возможностей, рода деятельности, уровня гормонов в организме и т.д.



Дети от рождения обладают характерными чертами, в разной степени присущими различным архетипам богинь, – они энергичны или спокойны, своенравны или покладисты, любопытны и не очень, склонны к одиночеству или общительны. К двум-трем годам в девочке явно проявляются качества, присущие той или иной богине.
Родители, поощряющие и поддерживающие естественное развитие дочери, дают ей возможность делать то, что для нее важно; в результате девочка чувствует себя хорошо и уверенно. Нечто противоположное происходит, если семья осуждает присущий ребенку архетипический образ богини. Подавление естественных склонностей приводит лишь к тому, что девочка начинает ощущать собственную фальшь.



Жизнь женщины состоит из множества фаз, каждой из которых соответствует одна или несколько наиболее влиятельных богинь. Однако женщина может ограничиться и одной богиней, которая будет последовательно вести ее через все этапы ее жизни. Оглядываясь на прошлое, женщины нередко вполне могут осознать, какие богини в какой период их жизни влияли на них в большей степени, чем другие.



Для каждой женщины крайне важно научиться быть главной героиней, ведущим действующим лицом в истории своей жизни. Для этого им нужно принимать сознательные решения, которые и определят их жизнь. Прежде женщины даже не сознавали, какое мощное влияние оказывают на них культурные стереотипы; сходным образом сейчас они обычно не сознают, какие могучие силы таятся в них самих, – силы, способные определять их поступки и чувства. Эти могучие внутренние схемы, или архетипы, объясняют основные различия между женщинами.
Знание архетипов богинь помогает женщинам понять себя и свои взаимоотношения с мужчинами и другими женщинами, с родителями, возлюбленными и детьми. Кроме того, эти божественные архетипы позволяют женщинам разобраться в собственных побуждениях (особенно это касается непреодолимых пристрастий), разочарованиях и источниках удовлетворенности.
Женщины подчиняются могучим внутренним силам – архетипам, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богинь. В свою очередь, внешние силы, или стереотипы – те роли, исполнения которых ждет от женщин общество, – навязывают им шаблоны одних богинь и подавляют другие. В результате получается, что каждая женщина пребывает где-то посередине: ее внутренние побуждения определяются архетипами богинь, а внешние поступки – культурными стереотипами.



Как только женщина начинает сознавать такие влияния, это знание становится силой. "Богини" являются могучими незримыми силами, определяющими поведение и чувства. Знание о "богинях" в каждой из нас – это открывающиеся перед женщиной новые территории сознания. Когда она постигает, какие "богини" проявляются в ней как господствующие внутренние силы, появляется и понимание себя, власти определенных инстинктов, осознание своих приоритетов и способностей, возможность найти личный смысл в тех решениях, к которым остальные люди могут оставаться равнодушными.



Греческие богини – это женские образы, которые живут в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Они олицетворяют женские устремления, в них воплощены поведенческие модели, которые исторически не дозволялись женщинам. Греческие богини прекрасны и сильны,  как архетипы они способны определять и качество, и направленность жизни женщины. Эти богини отличаются друг от друга. У каждой из них есть свои положительные и свои потенциально отрицательные свойства. Мифология показывает, что именно для них важно, и в метафорической форме говорит нам о возможностях похожих на них женщин.
Греческие богини, как и мы, жили в патриархальном обществе, и они воплощают жизненные модели женщины в патриархальной культуре.



В Древней Греции женщины хорошо знали, что их место в жизни и род занятий неразрывно связаны с властью той или иной богини, которую, соответственно, и следовало почитать каждой из них. Женщины поклонялись богиням, опасаясь, что в противном случае станут жертвами их гневного возмездия. Богини живут во внутреннем мире современных женщин в качестве архетипов и, претендуя на полное господство над своими подданными, как и в Древней Греции, берут то, что им причитается. Женщина может в течение какого-то времени или даже всю жизнь оставаться во власти определенного архетипа, даже не зная, кому именно из богинь она служит.



Каждая женщина наделена божественными дарами, которые следует изучить и с благодарностью принять. Кроме того, у каждой есть установленные свыше границы, которые нужно распознать и преодолеть ради того, чтобы измениться. Женщина не в силах противиться схеме, заданной основополагающим архетипом богини, пока не осознает самого существования в себе такого архетипа и не попытается воплотить с его помощью свой потенциал».  (Дж.Шинода Болен «Богини в каждой женщине»)



Фотоматериалы взяты с ресурса pinterest.com

Подробнее с работами авторов вы можете познакомиться:

Джин Шинода Болен  "Богини в каждой женщине: Новая психология женщины. Архетипы богинь" издательства «София», 2007 год

Галина Борисовна Бедненко «Греческие богини. Архетипы женственности». - Серия: Библиотека психологии и психотерапии  независимой фирмы «Класс», 2005 год
а также ознакомится с новым электронным изданием книги
Греческие боги и богини как ролевые архетипы: Новое электронное издание. - М.: Пряхи, 2013
по адресу http://halina.livejournal.com/1849206.html



czarstvo-diva.livejournal.com © 2013

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
hildegardt_n
Aug. 6th, 2013 02:06 pm (UTC)
Читала "Богини в каждой женщине" - очень вдохновляет. И сейчас очень интересно как разные богини проявляются в стиле

Edited at 2013-08-06 02:06 pm (UTC)
city_walker
Aug. 6th, 2013 02:40 pm (UTC)
> При этом женскими качествами являются субъективность, восприимчивость, пассивность, способность воспитывать и заботиться, а мужскими – рациональность, духовность и способность действовать решительно.

Прочитала и подумала - из этих женских качеств у меня нет ничего. Ну может чуть-чуть восприимчивость, но я умею, если надо, отстраняться. А мужские есть все. Что это обо мне говорит?.. Я вполне женственная, люблю косметику, одеваться, готовить, не рвусь всегда и во всём в лидеры. Я вообще люблю рассуждать логически и или прийти к компромиссу, или разойтись каждый при своём мнении (это наверное традиционно "женское" качество). Есть такая богиня? :)
halibi
Aug. 6th, 2013 06:45 pm (UTC)
Есть такая, руководствующаяся разумом=) ждите, а то если сразу - то неинтересно=)
m_3713
Aug. 6th, 2013 04:27 pm (UTC)
Таааак...
Юнг - сексист. Джин Шинода - туда же, хоть и с противоположными воззрениями))))))
Будем ориентироваться на Галину Борисовну и Олесю!))
Мне кажется очень разумным считать, что в каждой женщине намешано разных фундаментальных моделей взаимодействия с миром, а так же что какие-то модели у конкретной женщины преобладают.
Буду ждать подробностей!))

Edited at 2013-08-06 04:30 pm (UTC)
city_walker
Aug. 8th, 2013 05:34 am (UTC)
Про сексизм - меня тоже раздражает, когда под видом феминизма продают такой сексизм наоборот!
m_3713
Aug. 8th, 2013 07:25 am (UTC)
Да, но феминизм - не всегда сексизм, к счастью))
rekapodrekou
Aug. 8th, 2013 10:27 am (UTC)
нууу.. я не стала бы скидывать Юнга и Шиноду со счетов. сегодня как раз читала про Кору (архетип Девы) у Юнга - он ее прямо боготворит, и мысли очень глубокие и полезные. и Болен прекрасна: просто, мне как Персефоне в проявлении подземной Афродиты, Боленовской трактовки оказалось недостаточно - она у нее слишком девочка и слишком жертвенная. и Гера - просто, ревнивая супруга, хотя я лично знаю множество прекрасных Гер, а не Гер-мегер.. Болен смотрит на женщину через призму порицания патриархального строя, но это в ней Артемида говорит ))
m_3713
Aug. 8th, 2013 10:30 am (UTC)
Олеся)))))
Вам (в отличии от Юнга и К) я полностью доверяю!)))))
(no subject) - rekapodrekou - Aug. 11th, 2013 06:31 am (UTC) - Expand
devochkaletom
Aug. 15th, 2013 04:04 am (UTC)
А подскажите, пожалуйста, в какой книге у Юнга можно почитать про Кору и другие архетипы?
(no subject) - rekapodrekou - Aug. 18th, 2013 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - devochkaletom - Aug. 18th, 2013 02:28 pm (UTC) - Expand
city_walker
Aug. 27th, 2013 10:00 pm (UTC)
Я читаю Болен и плююсь (=разражаюсь речами в адрес всех, кто готов слушать или не успел убежать). Блин, какое порицание патриархального слоя? Я забыла, у женщин отоборали изберательное право, право собственности, запретили поступать в университеты и работать? Какой вообще патриархальный слой?..

Это такие, как она, делают из женщин жертв и навязывают им идею об их неполноценности, потому что якобы "общество так считает", хотя никто (кроме отдельных радикалов, но и она сама - радикал) так не думает.

Вот именно, что это в ней Артемида говорит. В книге больше про автора, чем про предмет. У меня очень сильно ведущий архетип Афина и я не то, что не являюсь "рабой патриархального слоя", я отрицаю его наличие. И уважаю право других женщин жить так, как им хочется - хоть космонавтом быть, хоть домохозяйкой. И я допускаю, что чуждый мне лично второй выбор - это может быть выбор самой женщины, а не что-то, что ей навязала некая "патриархальная культура".
(no subject) - rekapodrekou - Sep. 3rd, 2013 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_3713 - Sep. 3rd, 2013 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - city_walker - Sep. 3rd, 2013 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rekapodrekou - Sep. 3rd, 2013 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - city_walker - Sep. 3rd, 2013 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_3713 - Sep. 3rd, 2013 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - city_walker - Sep. 3rd, 2013 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dstsida - Sep. 27th, 2013 12:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - city_walker - Sep. 27th, 2013 04:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - rekapodrekou - Sep. 27th, 2013 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_3713 - Sep. 27th, 2013 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - dstsida - Sep. 27th, 2013 12:23 pm (UTC) - Expand
halibi
Aug. 6th, 2013 06:55 pm (UTC)
Мне тоже больше нравится подход, когда есть доминирующие, а остальные - помощницы. Но вероятно, они действительно могут меняться. я как всегда познаю через себя. На данный момент у меня две ведущих - Афродита (которая особенно активизировалась последнее время, но в детстве ее не было так видно, она проявлялась немного, но очень не сильно) и Гестия (она всегда была, но она , вероятно, отвечает за веру и жизненные ценности, а также за мое желание посидеть где-нибудь в укромном месте и заняться своими делами) У меня есть вообще непроявленные архетипы, а есть, чье влияние ощущается очень неплохо. Те же Персефона и Гера у меня не являются ведущими, но во многом мне близки и понятны. (хотя Персефона, по ходу, была у меня ведущей в подростковом возрасте с 10-11 до 18-19, она до сих пор сильна, чуть не дотягивает до "второго места". Гера, вероятно активизируется культурой. арабо - мусульманская культура воспитывает именно Геру, не Деметру, как славянская.) Артемида была моим архетипом в детстве до 9 лет, а потом куда- то ушла. =)
city_walker
Aug. 8th, 2013 05:35 am (UTC)
Очень интересная мысль, что арабская культура воспитывает Геру, а славянская - Деметру. Я почитала тут и скажу, что скандинавская культура воспитывает однозначно Артемиду :)
zorraestelar
Aug. 6th, 2013 09:22 pm (UTC)
Я читала про женские архетипы. Мне кажется, мне ближе всего архетип Афины. Еще бы внешний вид под него подстроить.
upryamka
Aug. 7th, 2013 10:47 am (UTC)
почитала и вспомнила любимые в детстве мифы Древней Греции, пошла примерять на себя богинь, есть у меня предположение :-) жду продолжения!
upryamka
Aug. 7th, 2013 10:48 am (UTC)
а что мы меняем роли и все время разные, я тоже не согласна. это как со своим стилем, можно одеваться по-разному в зависимости от того, куда мы собираемся, но общий стиль все равно остается и прослеживается
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com