?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у anirish в Зрительные иллюзии. Часть 6.
Иллюзии подравнивания обычно рассматривают вместе с иллюзией контраста, но, поскольку материала много, мы их разделили. В отношении визуальной коррекции иллюзии подравнивания могут иметь большое поле применения.

Если близко рядом находятся предметы разной величины, то различия как бы становятся незаметнее, а предметы уподобляются друг другу. Явление это называют слиянием или подравниванием или ассимиляцией.

  • В частности, один и тот же круг, будучи вписан в бОльший, кажется сам более значительных размеров, чем если он же окружает меньший круг (внутренний круг В кажется больше внешнего А, хотя они равны):




  • Подравнивание или уподобление сказывается и на ранее приведенной иллюзии переоценки острого угла. Возьмем рассмотренную там фигуру и заполним промежуток между сторонами черным так, чтобы различение и противопоставление сторон, образующих угол, сделалось затруднительным. Теперь нижняя прямая кажется слегка изогнутой на концах уже не к низу, как это было ранее, а кверху, приближаясь к направлению верхних линий, уподобляясь им:





Таким образом, с помощью подравнивания мы можем ослабить негативное действие иллюзии переоценки острого угла.

  • Одно и то же расстояние, в зависимости от толщины ограничивающих полос, кажется то больше, то меньше. Так, показанное на рисунке расстояние между двумя тонкими линиями кажется меньше, чем соседнее, ограниченное линиями потолще (я специально сделала фон т.серым, т.к. мне показалось, что на менее контрастной картинке иллюзия проявляется лучше):


При этом кажущееся увеличение более светлого расстояния продолжается лишь до некоторой границы, после которой оно идет на убыль. При очень широком окаймлении светлая поверхность как бы отделяется и видится обособленно.

  • На следующем рисунке образуемая кругами левая граница кажется изогнутой, хотя на самом деле она прямая. Зависит это от стремления левой границы приравняться к линии, образуемой правой стороной кругов (это иллюзия Липпса):



Иллюзия Липпса может действовать аналогично иллюзиям Геринга и Вундта (на одном рисунке кажутся иллюзорно изогнутыми внутренние границы кругов, в другом - внешние):



  • Изменение видимой величины прямой линии от углов на ее концах может быть также отнесено к иллюзиям подравнивания. Все три горизонтальные прямые на рисунке одной длины, но чем больше угол, тем длиннее кажется линия:



В визуальной коррекции этой иллюзией хорошо "редактировать" горизонтальные особенности, например, ширину плеч. В частности, если мы сделаем ряд накидок или воротников, то чем больше будет угол, образуемый падающим краем и линией плеч, тем шире будут казаться плечи. на следующем рисунке у фигуры слева плечи кажутся уже, чем у фигуры справа, а у фигуры справа уже, чем посередине, а между тем, все они одинаковые:


  • К иллюзиям подравнивания относится иллюзия Мюллер-Ляйера. Суть ее в том, что линия, на концах которой поставлены обращенные внутрь углы, кажется гораздо меньше, чем равная ей линия, у которой стороны на концах обращены наружу:



Иллюзию эту варьировали: заменяли углы дугами, вместо прямых вставляли зигзагообразные линии, вовсе уничтожали изменяющуюся прямую  и оставляли одни угля и т.п. Иные авторы даже убирали линии на концах, а оставляли лишь тени. Есть работы, изучающие действие этой иллюзии под гипнозом.



Во всех вариантах этой иллюзии расстояние, заключенное между углами или ограничивающими линиями, имеет тенденцию сжаться, казаться меньше, когда линии на концах сближаются,и наоборот, - увеличиться, растянуться, когда указанные линии расходятся. Эта иллюзия может быть также сопоставлена с иллюзией незамкнутого контура (об этой иллюзии речь пойдет в будущем).

Значение этой иллюзии очень важно для визуальной коррекции роста. Когда линии, идущие от головы, скошены вниз, а линии, идущие от ног скошены вверх, то фигура кажется короткой. Если же линии, идущие от головы, скошены вверх и наружу, а от ног скошены к низу, мы получим впечатление высоты. Для первой цели, т.е. сокращения высоты, могут послужить шляпа с опущенными полями, обувь с круглыми носами. Увеличению роста способствует шляпа с линиями, направленными кверху, узкие туфли с длинным носом и т.д. Этот же эффект направления линий очевиден и во многих других случаях, например, манжет на рукаве, завернутый назад, укорачивает руку, спущенный к низу - удлиняет.


  • Нередко имеет место подравнивание целой фигуры по части.

Если какая-нибудь часть формы особенно выдается, она может определить собой восприятие всей фигуры. Если отчетливо заметно, что какая-нибудь сторона одной фигуры больше находящейся вблизи стороны другой фигуры, то и вся первая фигура может казаться больше второй, хотя в действительности обе они равны. На следующем рисунке даны две одинаковых фигуры, однако нижняя кажется  больше и шире, потому что верхняя сторона ее шире нижней дуги верхней фигуры, а благодаря этому мы и всю фигуру воспринимаем как большую (иллюзия Ястрова):

Здесь мы можем отметить и влияние контраста. Вследствие контраста нам бросается в глаза разница между нижней дугой верхней фигуры и близлежащей стороной нижней.

Иллюзия Ястрова успешно может действовать, если надо выделить одну часть фигуры относительно другой. На рисунке верхняя линия кокетки на юбке кажется значительно меньше, чем верхняя линия ворота, хотя они равны. Длиннее обеих линий только нижняя линия ворота, но по подравниванию и верхняя кажется больше:



  • Явление подравнивания можно обнаружить и в тех случаях, когда прямая полоса, составленная из косых штрихов, выглядит смещенной в направлении этих штрихов:



Иллюзия усиливается, если к концам косых линий добавить маленькие треугольники:




  • Приведенные далее иллюзии иногда называют иллюзиями крученого шнура или  иллюзиями Фрезера. Шнур может быть скручен из двух полосок - светлой и темной.Помещая его на различные фоны, можно получить поразительные результаты. Например, если положить шнур на клетчатую ткань, параллельные прямые приобретут вид изогнутых:


На следующем рисунке мы явственно видим спираль, хотя на самом деле это концентрические круги:


Практическое значение иллюзии крученного шнура мало исследовано. Следует лишь указать, что при соответствующем расположении шнура можно получить сильнейшее искривление правильной формы фигуры.


  • Относительно общего значения иллюзий подравнивания можно сказать, что оно обнаруживается во всех случаях, когда, давая сходную форму, повторяющую и несколько преувеличивающую определенную особенность фигуры, мы оттеняем эту особенность.

Если эта особенность такого рода, что нежелательно ее подчеркивать, то подравнивание может дать отрицательный результат. Так, излишне полный человек в широком платье покажется еще толще, а худой в узком и длинном - еще  более худым и длинным. В одежде, не повторяющей линии их фигур (но, что важно, и не контрастирующих с ними), и толстый и худой будут производить более выгодное впечатление:


Примеров из современной жизни.
Горловина и драпировки работают на вытягивание силуэта:


А вот выпуклая вверх линия непрозрачной части верха и выпуклая вниз линия низа воланов дают обратный эффект:


А вот пример, что надо сделать, чтобы для окружающих стать шаром. Линия плеч, линия рукава и "глухая" горловина, плюс линия низа с закругленными боками делают и без того стремящийся к горизонтали силуэт намного короче:


Подобная контрастная линия плеч делает плечи значительно шире:


Слегка спущенная линия плеч в компании с горловиной-лодочкой также визуально делают плечи шире (но уже деликатнее):


Линия воротника образует выпуклую вверх дугу, линия низа и без того укороченной куртки да еще на фоне контраста по цвету создает впечатление направленной вниз дуги, все это еще больше зрительно укорачивает эту часть фигуры, а характер воротника ее делает шире:



Оригинал взят у anirish в Зрительные иллюзии. Часть 7.
Соотношения контраста и подравнивания.

Если сопоставить все сказанное о контрасте и подравнивании, то возникает затруднительное положение. С одной стороны, контраст усиливает и подчеркивает определенное свойство, а среди сходных явлений своеобразие менее заметно. С другой стороны, и сходство оказывает то же действие - оно может усилить сходные свойства и подчеркивает аналогичное по подравниванию.

Спрашивается, если надеть на человека широкое платье, то что получится? Будет ли он казаться тонким по контрасту или толстым по подобию? Как узнать, в каком случае мы получим усугубление определенного свойства и в каком его сглаживание?

Еще не совсем ясно, в каком смысле следует понимать контраст по отношению к качеству линий и форм. Понятно, что большая величина контрастирует с малой, но что противоположно прямой - кривая или ломаная?

В решении этих вопросов мы обратимся к теории художественной формы и живописи в архитектуре. Считается, что линии в рисунке и других зрительных формах могут относиться друг к другу следующим образом:
1. Линии могут противопоставляться одна другой.
2. Линии могут следовать одна за другой или повторять одна другую.
3. Линии могут противоречить одна другой
4. Линии могут переходить одна в другую, изменяясь и модифицируясь.

На рисунке даны образцы таких линий:



a - вертикальная и горизонтальная линии пересекаются под прямым углом, противопоставляются друг другу;
b - параллельные линии повторяют друг друга - повторение линий;
c - если прямая резко перерезает угол - противоречие;
d,e -  мягкое, не резкое соединение кривой линей дает переход.

Конечно, это деление несколько условно. Логически не совсем понятно почему в случае "с"  прямая, соединяющая противоположные по направлению линии называется "противоречащей", а не "переходной", и почему "переходная" подходит для кривых или ломаных линий. В то же время различение противопоставления и повторения не вызывает возражений.

На следующем рисунке указанные соотношения даны в более сложных формах:


На А мы видим повторение (такое совершенное повторение иногда называют гармонией и иногда находят в нем некоторое однообразие).
В В линии противоречат друг другу и дают фигуру с резкими контрастами.
В С мы имеем переходные, мягко изменяющиеся формы (здесь можно усмотреть правило классической эстетики - единообразие в многообразии).

Можно видеть, что и противопоставление и повторение благоприятствуют выделению одних и тех же свойств, и только средние, переходные моменты оставляют их более в тени. В одежде это известно как усиливающее действие повторения и контраста. Например, если линии воротника повторяют очертания лица, они их подчеркивают.

На следующем рисунке верхнее узкое лицо в варианте А кажется еще уже при длинном узком вырезе. В таком же повторяющемся варианте А нижнее широкое лицо кажется еще шире благодаря повторению широких очертаний. В вариантах В и С противоречащие линии резко выделяют отличные от них линии овала лица:


На основании этого обладателям(ницам) слишком круглой или слишком квадратной физиономии рекомендуются переходные линии, образующие длинный овал или длинный прямоугольник.

Лицам, наделенным ртом с опущенными углами, не советуют носить шляп с идущими вниз полями:


В А рот кажется еще более печальным благодаря опущенным полям шляпы. В В лихо заломленный борт по контрасту привлекает внимание к идущим вниз линиям рта, а в С благодаря переходным линиям выражение лица получается менее кислое.

Так когда же можно ожидать действия контраста, а когда подобия?
Общее правило можно сформулировать так: значительные разницы делаются еще значительнее по контрасту, незначительные - подравниваются, сглаживаются. Однако для действия контраста разница не должна быть чрезмерной, иначе исчезнут общий масштаб и то единство восприятия, которые необходимы для контраста (человек среднего роста рядом с малорослым кажется высоким, но рядом с маленькой куклой или спичечным коробком он остается таким же человеком среднего роста).

Для подравнивания благоприятными являются:
1. малая величина различий (в т.ч. малая пространственная разобщенность);
2. все условия, которые содействуют объединяющему восприятию (восприятию как единой фигуры).

Comments

halibi
Jun. 25th, 2013 08:38 pm (UTC)
классикам среднее как раз идет. Но Вы же знаете, оно не универсально=)
a_chernik
Jun. 26th, 2013 09:05 am (UTC)
Я, конечно, не великий спец по Кибби, но по моему эта теория никак в разрез с ним не идет. Взять в пример софт натурал. Округлости, он предлагает подчеркивать подобием, округлыми формами. Рекомендует свободные силуэты, он постоянно упоминает "не увлекаться", избегать чрезмерно свободных форм, то есть, соблюдать меру, или по-другому среднюю линию.

Edited at 2013-06-26 09:08 am (UTC)
halibi
Jun. 26th, 2013 09:56 am (UTC)
но вот именно, что подчеркивать-то он тоже предлагает. А в статье непонятно, что нужно подчеркивать, что нельзя подчеркивать. Вся статья (и предыдущие )- на то, что скрыть. Например, можно сделать вывод, раз у человека круглое лицо (а не овальный "идеал"), не использовать никаких кругов и дуг нигде, а одеть классический крой, а так не получится. Потому я и написала, что совет "придерживаться среднего" хорошо только для сглаживания недостатков, а какие-то особенности не надо бояться подчеркивать, и их должно быть немало. иначе просто одежда не пойдет. особенно дело касается вырезов и принтов.

Edited at 2013-06-26 09:59 am (UTC)
a_chernik
Jun. 26th, 2013 10:52 am (UTC)
Вообще то, да, что подчеркивать непонятно. То что статья сложная для восприятия, думаю, не будет спорить никто. У нее самой в коментх дамы пишут, что как буд-то читают доклад по физике. Тут нужно сопоставлять, чего ты хочешь добиться, и не противоречат ли этому линии. Включать голову, так сказать. А что бы ее включить, нужно еще знать чего хочешь добиться..... В этом отношении Кибби красавчик...... (перелистывая перевод: хотя тоже, тот еще жук :)))))
halibi
Jun. 26th, 2013 02:19 pm (UTC)
Речь сложна, но тут зависит от восприятия, и к чему человек привык. Кибби вон наоборот слишком много образов использует =)
m_3713
Jun. 26th, 2013 07:01 pm (UTC)
"перелистывая перевод" (подпрыгивая на стуле от нетерпения) - Скоро? Скоро, да???
a_chernik
Jun. 27th, 2013 07:39 am (UTC)
Ой, очень на это надеюсь. Не думала, что на столько это все у меня затянется :(((
m_3713
Jun. 26th, 2013 12:28 pm (UTC)
Ну, Сабира, статьи-то эти не о том, как выстроить гардероб, а о том, что есть такие оптические ситуации, когда то, что вы на себя наденете, может выглядеть иначе, чем вы планировали.
И только))
halibi
Jun. 26th, 2013 02:20 pm (UTC)
Ну я и не спорю о том, что законы работают. Просто насчет последней части я решила высказаться, потому что там даются рекомендации именно по гардеробу. То есть там опять все тот же вопрос, что подчеркивать, а что сглаживать. Естественно опущенный рот нужно сгладить, лишний вес или кособокость тоже.

Edited at 2013-06-26 02:54 pm (UTC)

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com