Маргарита (m_3713) wrote in color_harmony,
Маргарита
m_3713
color_harmony

Category:

Зрительные иллюзии. Части 4 и 5.

Оригинал взят у anirish в Зрительные иллюзии. Часть 4.

Смещение секущих линий при параллельных вертикальных

Такое смещение дает иллюзию Поггендорфа. На рисунке продолжением линии а кажется линия d1, а не d, которая на самом деле лежит на одной прямой с а:


На следующем рисунке части одной и той же наклонной линии кажутся отрезками трех параллельных линий:


Иллюзия уменьшается, если рисунок повернуть на 90 градусов таким образом, чтобы параллельные линии легли горизонтально. (По моим личным наблюдениям иллюзия сохранилась и при повороте, однако, если смотреть на картинку не прямо, а под углом, то иллюзия действительно ослабевает.)


Если же в пустом промежутке между вертикальными параллельными линиями провести еще одну черту, иллюзия исчезает (я бы сказала, ослабевает, но не исчезает полностью):

Иллюзия сохраняется, если вместо параллельных прямых мы будем иметь кривые:


Имеются некоторые варианты этой иллюзии, которые ее усиливают:

Субъективно иллюзия наименее сильно действует в форме 4 и 5, а сильнее в форме 1,3 и 6.

Как это применять на практике

Эту иллюзию хорошо применять к затруднительным случаям кособокости и несимметричности фигуры. Как сильно действует иллюзия, видно на примерах, имеющих прикладное значение для архитектуры:


Т.е. если на арку наложить полосу так, чтобы полосы арки образовали с этой полосой острые углы, то для глаз получится сильное искривление арки: мы увидим арку с искривленной осью.

Теперь возьмем асимметричную фигуру и подберем вертикальные параллельные линии так, чтобы изменение острых углов сгладило несимметричность. Фигура получится правильная.

В частности, если взять фигуру, у которой одно бедро выше другого и если поместить полосу на более высокое бедро так, чтобы возникла иллюзия Поггендорфа, то эта фигура будет казаться прямой. Если, напротив, поместить эту полосу с другой стороны , то кособокость станет еще очевиднее:

То же самое в случае неровных плеч:



Соответствующая полоса, образующая вертикальные параллельные линии, может быть дана покроем, отделкой, в виде воротника, шарфа, пояса и т.п.

В норме фигура человека симметричная, поэтому иллюзия ослабевает в своем действии, т.к. наш мозг «редактирует» полученную с глаз картинку согласно своим представлениям о человеческой фигуре (т.е. обычно мы ожидаем увидеть симметричную фигуру, так как мы знаем, что человеческая фигура симметрична). Поэтому извращающее действие этой иллюзии на нормальной фигуре будет менее заметно: даже если человек опустит конец шарфа сбоку, у него не искривится тотчас же фигура.

В то же время иллюзия Поггендорфа может извратить покрой платья. Например, симметрично скроенное платье, может приобрести совершенно искажающий его вид:

С другой стороны небольшие погрешности покроя могут быть скрыты при помощи иллюзии Поггендорфа:


При всех указанных случаях следует иметь в виду вышеприведенное правило: иллюзия уничтожается дополнительной линией в пространстве между параллельными. (Я честно пробовала экспериментировать с предпоследними картинками, совсем убрать иллюзию мне лично не удалось, но ее действие уменьшается. По личным ощущениям, общая контрастность деталей, производящих иллюзию, играет большую роль, т.е. в случае меньшей контрастности иллюзия проявляется не так явно.)

Оригинал взят у anirish в Зрительные иллюзии. Часть 5.
Понятие контраста очень важно для визуальной коррекции.

Сейчас мы рассмотрим контраст линий углов и площадей.

Закон контраста проявляется всюду в нашей психической деятельности. Всюду обнаруживается усиление по противоположности. Контрасты обращают на себя внимание, прочно запоминаются, если их рассматривать одновременно. Контрасты сильно действуют на наши эмоции.

Наше восприятие предмета зависит от того, воспринимаем ли мы одновременно другие, схожие с ним, или, наоборот, сильно отличающиеся от него объекты. От соседства с резко различным предмет кажется еще более своеобразнее, противоположность между предметами еще более возрастает. Маленький рядом с большим кажется еще меньше, светлый с темным - еще светлее, оборванный рядом с нарядным - еще оборваннее и т.д.

Действие этой закономерности можно наблюдать и на пространственных величинах. Обычно угол, окруженный большими углами, сам кажется меньше, чем равный ему, но находящийся между меньшими углами:



Круг среди маленьких кругов кажется больше, чем между большими:



Круг, находящийся ближе к вершине угла, кажется больше, чем такой же круг, помещенный дальше от вершины угла и от которого стороны угла более удалены:




Из двух людей равной толщины более высокий будет казаться в то же время тоньше, более низкий – толще, аналогично тому, как низкий прямоугольник имеет вид более широкого:



Приведенных примеров достаточно для того, чтобы убедиться в очевидном действии контраста.

В области одежды контраст используется весьма разнообразно, и его действие достаточно известно. Например, одна и та же голова будет казаться меньше в большом головном уборе и больше в узком и меленьком:




То же самое справедливо в отношении шеи и воротника, руки и рукава и т.д. Если вырез  воротника широк, то тонкая шея покажется еще тоньше, худая рука в просторном рукаве – еще худее, при стянутой талии широкие бедра еще больше выступят. Большая голова, увенчанная маленькой шапочкой, покажется огромной и т.д.

Поэтому во всех случаях, когда мы хотим сделать менее заметной какую-нибудь особенность фигуры, не следует употреблять резко контрастных, противоположных очертаний в форме одежды. Наряду с этим контраст может и, наоборот, удачно подчеркнуть какие-нибудь выгодные особенности во внешности.



Какие еще практические выводы можно сделать:


  • если вам не нравится некоторая угловатость черт лица или его отдельных составляющих, то не следует использовать явную мягкость и плавность в линиях, прически, очков. Соответственно, круглое лицо, не стоит обрамлять геометрической стрижкой или очками с угловатой оправой

  • если вам не нравится излишняя худоба, не стоит облачаться в мешковатые вещи, чтобы «казаться качковее» (это чаще случается с мужчинами)

  • если вам не нравится некоторая крупность отдельных частей фигуры, то не следует в этом месте использовать мелких деталей, например, на большой попе маленькие карманчики кажутся еще меньше, а попа еще больше

  • если вы из числа крупных людей, не стоит мельчить с деталями одежды, аксессуарами или с рисунком ткани


Сложность в иллюстрации работы контраста состоит в том, что нужно представить пример "правильный" и "не очень" на одном и том же лице. Я рискнула :)

Насколько гармонично выглядит этот воротник, это, на мой взгляд, один из редких случаев, можно сказать, уникальный, когда наша Первая Леди (пост от апреля 2011 г.) выглядит сообразно статусу:

и насколько это "не то", вносит, не побоюсь этого слова, элемент вульгарности:


Насколько по-разному выглядит лицо в более и в менее подходящей оправе очков, я предлагаю убедиться на примере фото Э.Хромченко:


Или насколько миловидна Валерия на фото с подходящей прической и как контрастирует с ее внешностью геометричная прическа:


В принципе, примеров работы правила "крупное и мелкое"  в жизни много, вот один из них:

С точки зрения работы иллюзий здесь одни ошибки. Что касается контраста, то не следует использовать, в частности, тонкое кружево на крупном теле, от этого оно выглядит еще крупнее и грубее. Также такая прическа с очень дробными элементами идет в разрез с цельным, крупным лицом, от этого лицо тоже выгладит крупнее и грубее...

Посмотрите, насколько по-разному воспринимаются эти люди в разных парах:

Tags: horizontal line, vertical line, гардероб, зрительные иллюзии, пропорции
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments

Recent Posts from This Community