?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

anirish сделала замечательные, на мой взгляд, посты по материалам книги Софии Беляевой-Экземплярской "Моделирование женской одежды по законам зрительного восприятия", которая была издана в 1934 году. Размещу сегодня в нашем сообществе 1-ую и 2-ую части, а если кому-нибудь кроме меня это покажется интересным, можно будет продолжить.

Зрительные иллюзии. Часть 1.

Переоценка вертикального направления по сравнению с горизонтальным: вертикальное расстояние кажется больше равновеликого ему горизонтального.

В силу этого правильный квадрат кажется стоящим прямоугольником. На рисунке вертикальная линия кажется больше горизонтальной, а высота цилиндра на глаз значительно превосходит ширину его полей, хотя в действительности они одинаковые:


При малых расстояниях эта иллюзия очень значительна и может давать кажущуюся разницу до 1/5. Иллюзия эта сильнее, если расстояние обозначено прерывисто. Установлена некоторая связь между величиной иллюзий и абсолютными размерами расстояний: с увеличением расстояний иллюзия сначала возрастает, а потом как-будто остается постоянной.


Переоценка расстояния, находящегося в верхней части поля зрения: они кажутся больше, чем расстояния в нижней части нашего поля зрения.
Если попробовать на глаз разделить пополам вертикальную линию, то верхняя часть обычно получается на 1/16 меньше нижней. В цифре 8 или в букве S верхняя и нижняя части примерно равны, но если их перевернуть вверх ногами, то становится очевидно неравенство частей.


Различие оценок величины предметов, отображающихся на разных местах сетчатки, и переоценку вертикального направления сводили к неравномерности кривизны глаза. Наряду с этим выдвигали роль нашего опыта и постоянное сравнение величин, видимых в прямом и непрямом зрении.

Практически значение этих иллюзий нужно учитывать при покрое, если мы желаем дать видимость правильного квадрата или сплюснутого прямоугольника. Переоценка вертикального направления особенно сильно сказывается при полосатых материях, т.к. прерывисто обозначенное расстояние дает более явственную иллюзию

Оригинал взят у anirish в Зрительные иллюзии. Часть 2.
Сегодня мы начнем рассматривать группу так называемых геометрико-оптических иллюзий. Характерно для них то, что они почти всегда изучаются на плоских рисунках и обусловливаются дополнительными зрительными элементами.

Иллюзия заполненного промежутка.

Во многих случаях зрительное впечатление зависит от того, что заполненное расстояние кажется больше, чем равное ему  незаполненное. Промежуток, заполненный деталями или разделенный на части, кажется больше при известной величине делений или деталей, чем пустой и неразделенный. Вследствие этого на рисунке левые заполненные расстояния кажутся больше, чем равновеликие пустые промежутки справа.

(иллюзия заполненного промежутка)

Прямоугольник с поперечными полосами кажется выше и уже, чем прямоугольник, заполненный продольными полосами.

(переоценка заполненного промежутка)

Положение о большей видимой длине заполненного промежутка применимо и к прямым линиям, углам, площадям и т.п. Однако переоценка заполненного промежутка происходит не во всех случаях. Заполненный промежуток кажется больше только, если деления достаточно многочисленны и находятся близко друг от друга (оптимальное количество делений было найдено равным 7-8).

Если делений немного и они недостаточно часты, иллюзия исчезает, и может даже наступить обратное явление: на рисунке прямоугольник с поперечной полосой кажется шире, нежели прямоугольник с продольной полосой.

(недооценка разделенного промежутка)

Ромб с поперечным делением кажется шире и ниже, чем ромб, находящийся рядом с ним:

(недооценка разделенного промежутка)

Таким образом может быть объяснено разногласие между научными исследованиями и суждениями швейных работников. В работах по оптике вы прочтете, что платье с поперечными полосами делает фигуру выше, а почти всякая портниха вам скажет, что от поперечных полос фигура кажется короче и шире. Оказывается, в некотором смысле правы и оптика и портниха. Дело в том, что результат зависит от величины и частоты полос. Обычное суждение - в платье с продольными полосами человек кажется тоньше и выше - справедливо только при достаточно широких промежутках. При узких промежутках оно безусловно несправедливо.


(слева - переоценка заполненного промежутка, справа - недооценка заполненного промежутка)

Таким образом мелкие продольные полосы, будут ли они даны покроем, мелкими складочками, рисунком ткани, увеличивают видимую ширину. Само собой разумеется, что они при этом не должны быть чересчур малы и часты и не должны давать пространственного смешения, т.е. сливаться для глаз на известном расстоянии. Наоборот, достаточно редкие продольные полосы уменьшают ширину и могут увеличить кажущуюся высоту.

Иллюзию заполненного промежутка можно применять во всех случаях, когда желательно удлинить или, наоборот, сократить рост, талию, плечи и т.д.
Нужно избегать нагромождений деталей на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать. Следует заметить, что в данном случае играет роль фактор, о котором еще придется неоднократно говорить: если направить внимание на какой-нибудь предмет, он кажется больше (об этом будем говорить в другой раз).

В иллюзии заполненного промежутка играет роль не только количество делений. Так, например, при полосатом платье имеют значение и ширина полос и соотношение светлых и темных промежутков (об этой иллюзии будем говорить подробно позже). Также, есть основание полагать, что широкие полосы вообще увеличивают размеры.

Кроме вопроса о заполненности промежутка в смысле частоты и относительной величины делений возникает еще вопрос о характере этих делений в смысле их пропорциональности. Как можно легко видеть на рисунке, деления  могут быть равномерными, как В и С, при этом в В заполненные и незаполненные части равны между собой. Для С, с одной стороны, равны между собой заполненные промежутки, а с другой стороны, все белые полосы, но белая полоса не равна заполненной. Или же промежутки могут быть неравномерными, как в А и Д, где налицо разнообразие соотношений.


В различной литературе можно найти указание, что постепенные плавные переходы содействуют впечатлению большей высоты:

(равномерные деления на платье)

Напротив, при запутанном и сложном соотношении промежутков, когда глазу нельзя двигаться с достаточной легкостью, высота как бы уменьшается:


(неравномерные деления на платье)


Приведенные рисунки на взгляд автора книги не обладают совершенной очевидностью, т.к. надо учитывать еще соотношение светлот на границах фигуры. В частности, выше на рисунке с прямоугольниками, прямоугольники А и Д многим кажутся выше, чем В и С, а не наоборот. Причина этого в том, что темная заполненная полоса приходится на крайние границы фигуры, и, подчеркивая наиболее удаленные пункты, придает большую видимую величину.

Для окончательного решения вопроса о роли заполненного промежутка в одежде необходимо еще считаться со следующим обстоятельством. В реальной фигуре действует третье измерение: она имеет объем. В человеческой фигуре есть не только ширина, но и толщина, т.е. некоторый рельеф (этот вопрос мы рассмотрим позднее).

В заключение хочу предложить несколько характерных подиумных вариантов.


Здесь два вертикальных рельефа располагаются достаточно широко, поэтому делают фигуру уже и выше. Завышенная талия усиливает эффект.


Горизонталь из декоративной кулиски делает фигуру в этом месте шире.


Подобная горизонтальная полоска юбки вытягивает фигуру.


Аналогичный предыдущему эффект, плюс небольшая вертикаль из пуговиц усиливает эту иллюзию.


Каскадные воланы - аналог горизонтальной полоски.


Складки на юбке создают частокол из вертикальных полос, что делает фигуру в этом месте шире.


Аналогичный эффект производит плиссе.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
a_chernik
Jun. 20th, 2013 05:34 pm (UTC)
Сидишь себе и думаешь, что уже ничего нового быть не может. А тут тебе, бац......поперечна полоска стройнит. Голосую "за". Очень интересная книжка.

Edited at 2013-06-20 05:36 pm (UTC)
m_3713
Jun. 20th, 2013 07:03 pm (UTC)
Мне тоже и книжка, и то, как anirish подобрала современные иллюстрации, очень понравилось!)
olheza
Jun. 20th, 2013 05:46 pm (UTC)
Хорошая тема, плюсую за.
А то вот так наденешь полосатое платье с надеждой на один эффект, а получаешь прямо противоположный О_О.
:-)
m_3713
Jun. 20th, 2013 07:04 pm (UTC)
Сейчас повешу следующую часть - там как раз в конце будет потрясающий пример с полосатым платьем))
ruden_ka
Jun. 20th, 2013 05:46 pm (UTC)
Спасибо огромное, ушло в избранное))
m_3713
Jun. 20th, 2013 07:05 pm (UTC)
Да, спасибо anirish!))
arlekin_li
Jun. 20th, 2013 07:12 pm (UTC)
Ух ты, вот онао как оназывается не стоит пренебрегать поперечной полосой. А ведь я так люблю тельняшки!
m_3713
Jun. 20th, 2013 07:37 pm (UTC)
Ну вот, "носите с довольствием" (с) )))))
annakonstantina
Jun. 20th, 2013 07:13 pm (UTC)
Да, я видела эту замечательную серию постов в одном из сообществ, которое, насколько я понимаю, уже не функционирует. Там чем дальше, тем интереснее. Вы большая молодец, что копируете их сюда! С удовольствием перечитаю еще раз :).
m_3713
Jun. 20th, 2013 07:39 pm (UTC)
Я давно занесла себе эту серию постов в папочку для изучения, а добралась только сейчас.
15_10_92
Jun. 20th, 2013 07:13 pm (UTC)
Да, конечно же надо, думаю, что читателям сообщества будет интересно все это узнать, как и мне когда-то. Еще могу посоветовать статьи anirish про типы фигур и визуальную коррекцию, для меня, как для прямого типа фигуры, стали откровением некоторые рекомендации. По ссылке визуальная коррекция бедер, а по тегам внизу можно еще найти посты на эти темы: http://style-for-moms.livejournal.com/12699.html
m_3713
Jun. 20th, 2013 07:32 pm (UTC)
Спасибо за ссылку - обязательно посмотрю!
halibi
Jun. 20th, 2013 10:07 pm (UTC)
Я конечно тоже за, к сожалению не успела даже все прочитать еще, кроме этого сообщения, но оно мне тоже во многом расставило все на свои места, и почему худая подруга от поперечных полосок еще худее смотрится, и почему плиссированные юбки мне создавали такую огромную попу в подростковом возрасте.
m_3713
Jun. 21st, 2013 07:51 am (UTC)
Сабира, эти посты тоже, наверное, как и каменные, нужно не подряд пускать, а перемежая типами фигур, Кибби-типажами, тканями, цветовыми ассоциациями, типажами по по цветовому психологическому тесту и проч... ?
halibi
Jun. 21st, 2013 01:38 pm (UTC)
Можно пускать и боками, смотрите сами. Я в июле вообще могу выпадать из процесса - у меня что-то много накопилось разных "побочных" проектов, которые требуют подготовки.
alena_karmanova
Jun. 21st, 2013 02:39 am (UTC)
Спасибо! Тема очень интересная и нужная.
m_3713
Jun. 21st, 2013 07:54 am (UTC)
Я сама некоторым моментам сначала удивилась, и только потом осознала - да, так оно и есть.
Многое в этой теме неочевидно из очевидного)))
vrednaya_s
Jun. 21st, 2013 12:55 pm (UTC)
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
artemiz_anna
Jun. 21st, 2013 03:48 pm (UTC)
Большое спасибо! Очень интересная информация. И мне очень нравятся наглядные геометрические иллюстрации - здорово помогают все увидеть и понять.

Какая, оказывается, хитрая штука полоска)))
ira_ivanova
Jun. 21st, 2013 04:53 pm (UTC)
а я не могла понять почему у меня в юбках плиссе такая большая ... кхм. Теперь все ясно :)
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

color_harmony
Path to Your Charm

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com