Маргарита (m_3713) wrote in color_harmony,
Маргарита
m_3713
color_harmony

Category:

Малахит

Малахит - один из красивейших минералов. Его окраска богата оттенками - вся палитра зеленых тонов от светло-зеленого с голубизной до густого темно-зеленого цвета. Название минерал получил, вероятно, за зеленую окраску, напоминающую цвет листьев мальвы (греч. malache - мальва), либо за небольшую твердость (греч. malakos- мягкий). Плиний Старший называл этот камень словом «молохитес», которое со временем превратилось в «малахит» (malachite). Под этим названием минерал впервые описал шведский ученый Ю.Г. Валлериус (Johan Gottschalk Wallerius) в 1747 году.



Окраска его объясняется присутствием иона меди: оксида меди в малахите содержится до 72%. Кристаллы малахита крайне редки (весьма ценятся коллекционерами), чаще малахит встречается в виде землистых выделений и плотных натечных образований. Кристаллы этого минерала представляют собой очень тонкие иглы. Обычно они растут из общего центра, образуя небольшие сферолиты, которые соединяются и наслаиваются друг на друга, постепенно сливаясь в почковидные сростки.                 



Различают два основных поделочных вида камня - радиально-лучистый и плотный. Первый за сходство с некогда распространенным хлопчатобумажным бархатом - плисом - назвали плисовым. Второй за кажущуюся однородность и холодный, чуть с синевой, зеленый цвет - бирюзовым. Более декоративную его разновидность выделили как узорчатый. Плотный малахит, несмотря на его кавернозность, чрезвычайно ценный поделочный камень.


Внутри малахит сложен радиально расходящимися волокнами из грубых и крупных, вплоть до очень мелких чешуек. Радиально-лучистый рисунок часто совмещен с концентрически-полосчатой (зональной) окраской. Нередко загрязнен различными примесями, что снижает его декоративные качества, и, наоборот - богат включениями, придающими ему еще большую декоративность.           

            
Благодаря небольшой твердости  малахит легко обрабатывается: быстро режется, хорошо шлифуется и полируется, в руках умелого мастера принимает самую высокую зеркальную полировку. Обработанная поверхность непрочна - постепенно тускнеет и нуждается в обновлении. Необработанному малахиту присущ слабый стеклянный блеск, но на свежем изломе и в прожилках блеск у него часто шелковистый. Малахит чувствителен к нагреванию и неустойчив по отношению к кислотам, аммиаку.    

     
В древности малахит добывали в Египте, Персии, близ Самарканда. Самой ранней малахитовой поделке 10500 лет! Это скромная, простой овальной формы подвеска, найденная в одном из погребений неолитического могильника в долине Шанидар (Северный Ирак). В античные времена малахитом украшали дворцы и храмы. Этим камнем были облицованы колонны знаменитого храма Богини Дианы в Эфесе. Позднее они были перенесены в собор Святой Софии в Константинополе.
Старинное арабское название малахита — дахнадж. В древности восточные ювелиры считали что дахнадж в недрах гор мягкий, а затвердевает только на земной поверхности. Верили, что с течением времени он становится всё тверже, а его блеск усиливается. Считается, что в древности на Востоке не особено любили мягкий зеленый дахнадж, предпочитая более твердые и надежные камни. В арабских легендах он слыл врагом изумруда. Считалось, что если малахитом ударить по изумруду, последний обязательно расколется.        



Древние римляне называли зелёный камень "кипрской медью", также используя его для изготовления красок. В Древнем Египте минералу нашли косметическое применение: малахит растирался гальками, затем добавлялась вода и смолы растений. Получалась паста, которую египтянки использовали, как тени для век. В Персии и Древнем Китае резчики точили из малахита столы, блюда и другие изделия. Шарики из этого минерала украшали головные уборы китайских императриц. Почтительное отношение к малахиту в Индии сохраняется до сих пор. Этот минерал наряду с драгоценными камнями использовался в оформлении знаменитой усыпальницы Тадж-Махал.

Малахитовая шкатулка из собраний Горного института, Санкт-Петербург.


В отличии от других широко известных самоцветов, с малахитом не связаны никакие предания о его благотворном воздействии на здоровье или настроение человека. Любопытно, что ни в одной известной старинной рукописи малахит не упоминается как целебное средство или талисман. Его ценили за прекрасный травяной цвет, к тому же в старину этот камень являлся важной рудой меди. Да и в более поздние времена он служил надежным поисковым признаком этого металла.   


Надо сказать, что малахит вплоть до XVIII века всё-таки считался довольно редким камнем и находки целых его глыб были большой редкостью. Всё кардинально изменилось с началом масштабной разработки уральских залежей малахита в 1702 году. Первым был Гумишевский рудник, находяшийся в верховьях реки Чусовой близ Екатеринбурга. И хотя добывали на нём в первую очередь медь, но мировая слава пришла к нему именно благодаря малахиту. Кстати, писатель Павел Петрович Бажов Вовсе не выдумал Хозяйку Медной Горы, а взял этот образ из уральского фольклора. Местные рудокопы звали её Малахитницей и считали, что это зеленоглазая красавица, одетая в малахитовое платье.


Из добытого здесь камня вначале изготавливали в основном вставки для брошей, колец и серег. Европа узнала об уральском малахите из книги ученого французского аббата де Оттероша, путешествовавшего в середине XVIII века по Сибири и Уралу. В те времена в среде аристократов было модно собирать минералогические коллекции. В конце XVIII  в. - начале XIX в. богатыми коллекциями уральского малахита располагали многие минеральные кабинеты конце XVIII: лучшими - кабинет Екатерины II в Зимнем дворце, кабинеты ученых-естествоиспытателей П.С.Палласа, И.И.Лепехина, посетивших месторождения малахита на Среднем Урале; крупнейшей коллекцией малахита, оставившей далеко позади все прочие, владел граф Н.П.Румянцев (рассказывают, что в войну 1812 года ее разыскивал Наполеон, мечтавший вывезти румянцевский малахит во Францию)...

Малахитовая ваза из собрания Абамелик-Лазаревой, музей Горного института в Санкт-Петербурге.

Но настоящая слава пришла к уральскому малахиту в XIX веке. На Медноруднянском месторождении начали добывать гигантские глыбы этого камня, из которых русские мастера создали удивительные произведения. Слияние причудливо изогнутых линий в одно бесконечное кружево на поверхности изделий из малахита получило название "русской мозаики".


Особой достопримечательностью были малахитовые гиганты. Среди наиболее примечательных - два монолита музея Горного института в Санкт-Петербурге. Один весом 1,5 тонны (96 пудов) был передан сюда Екатериной II в 1789 году. Ей же в свою очередь его преподнесли наследники А. Ф. Турчанинова, владельцы Гумешевского рудника близ города Полевской, как обломок монолита, весившего 2,7 тонны (170 пудов). Этот "осколочек" оценивался тогда в 100000 рублей. В конце 20-х годов XIX века при очень высоких ценах на малахит и высоком потребительском спросе, камень стал символом богатства, знаком социального отличия. Иметь вещи из малахита становится правилом хорошего тона.

Полированная глыба малахита, музей Горного института в Санкт-Петербурге.

В 1830 году мозаичная малахитовая шкатулка стоила около 1000 рублей. В те времена это была очень значительная сумма, многократно превышавшая среднемесячную зарплату. Экспорт малахита в Западную Европу в те годы контролировал промышленник Н.Н.Демидов, скупавший крупные партии камня на Урале и перевозивший их на своих кораблях к берегам Италии и Франции.


Квинтэссенцией соперничества за обладание наиболее престижной формой из малахита стал перенос этого камня из сферы малых "прикладных" в колоссальные вещи дворцового назначения и архитектурно-декоративное убранство. Первым значительным явлением петербургской монументальной антологии малахита стала мозаичная отделка четырех колонного парадного зала дома П.Н.Демидова. С 1838 года императорский дом начинает соревнование с Демидовыми в размерах малахитовой роскоши.



Демидовский зал послужил прототипом еще более роскошного убранства Золотой гостиной императрицы в Зимнем дворце. Облицовка малахитом пилястр, колонн, каминов дала ей название Малахитовой. Создавалась она в 1838-1839 годах по проекту А.П.Брюллова мастерами-малахитчиками Петергофской гранильной фабрики и "Английского магазина Никольс и Плинке". Этой подлинной жемчужиной Эрмитажа завершаются тридцатые годы истории русского малахита.



Малахитовый зал отделан по проекту архитектора А.П. Брюллова в 1839 году. Все колонны, пилястры и камины зала облицованы уральским малахитом. Обработка камня велась на Петергофской гранильной фабрике. Бронзовые базы и капители колонн и пилястр, резные деревянные двери, рамы зеркал, лепка сложного орнамента, покрывающая потолок, - все это вызолочено червонным золотом. Сочетание интенсивных зеленых тонов малахита с золотом определяет парадное звучание интерьера.




Но Малахитовый зал интересен не только как памятник русской архитектуры и камнерезного мастерства. Он связан с историческими днями 1917 года. С июля 1917года в нем проходили заседания кабинета министров Временного правительства.


Малахитовая ваза-кратер «Медичи». Эрмитаж

Неподалеку от Малахитовой гостиной красуется еще один малахитовый шедевр— ротонда (круглая в плане постройка, увенчанная куполом). Желая добиться расположения Николая I, Демидов решил преподнести ему подарок. С этой целью он сделал исключительно дорогостоящий заказ
на изготовление ротонды лучшим европейским мастерам, включая парижскую фирму П.Ф. Томира. Стоимость ее по тем временам превышала два миллиона рублей. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже.


Малахитовая ротонда, Эрмитаж

Много изделий из малахита изготовлялось на Екатеринбургской фабрике под руководством Якова Коковина. В 1839 году фабрика купила на Нижнетагильских заводах 46 пудов малахита по 800 рублей за пуд «на делание большой вазы и других малахитовых вещей».  Через три года (в 1842-м) большая малахитовая ваза была готова. Она была выполнена по рисунку И.Гальберга «ленточным» набором. В Петербурге в английском магазине «Никольс и Плинке» для неё изготовили ручки с мужскими головами из золочёной чеканной бронзы. Она является одной из самых красивых и крупных ваз, хранящихся в настоящее время в Эрмитаже. Высота её достигает 184 см. Главное в ней — замечательный подбор камня. Узор, созданный мастерами, естествен и разнообразен. Закономерно чередуясь, тёмные и светлые полосы опоясывают тело вазы. Малахитовый узор напоминает поляну, поросшую свежей изумрудной травой, по которой ветер гонит светло-зелёные волны. Малахитовое дело России за кратчайший срок обрело всемирное признание.



Как ни великолепен Малахитовый зал Зимнего дворца, но наивысшей точкой малахитовой эпохи, ее апогеем, ее самым выдающимся творением из уральского малахита, бесспорно, являются колонны Исаакиевского собора. Даже в сухих казенных описях собора 19 века, когда дело доходит до малахитовых колонн, звучат восторженные ноты. Например в описи 1889 года: "Главная особенность первого яруса иконостаса - малахитовые и ляпис-лазуриковые колонны. Колонны эти состоят, собственно, из чугунных цилиндров, укрепленных на гранитных основаниях и обложенных медными тамбурами. На эти-то тамбуры уже и наклеены малахит и ляпис-лазурь... Своим размещением придавая особенный, торжественный вид огромной стене большого иконостаса, малахитовые колонны громадностию своею и приятным для глаз зеленым цветом поражают зрителя, а по своему богатству не имеют себе равных или даже подобные в целом свете".



Высота малахитовых колонн 9,5 метра, диаметр - 1 метр, употреблено первоклассного малахита 14632 килограмма.
В истории создания этого уникального произведения имеется пока немало белых пятен. Но кое о чем нам рассказали архивные документы. Монферан еще в 30-е годы создавал малахитовый зал в особняке Демидовых. Поэтому мысль использовать малахит при строительстве собора пришла ему в голову не случайно. В 1843 году было заказано Нижнетагильскому демидовскому заводу 1500 пудов малахита наивысшего качества. Малахит должен быть ленточный и добыт из меднорудянских шахт.
Монферан испытывал к этому камню особое пристрастие и хорошо разбирался в нем. Он лично контролировал все работы, связанные с малахитом начиная с поставки. Только на дотошный отбор малахита ушло несколько лет. Далее мастерам-малахитчикам поручено было приготовить 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны монтироваться колонны. Малахит распиливали на тонкие плитки, толщиной 2,54 мм. Затем их подбирали по "жилам и оттенкам". Швы плиток "должны быть сколь возможно менее заметны".  К сожалению история не сохранила имен русских мастеров-малахитчиков сотворивших это рукотворное чудо.



Середина XIX в. - триумф малахита и вместе с тем последний яркий этап его истории. В этот период завершаются малахитовые убранства (колонны) Исаакиевского собора в Петербурге, заканчивается работа над малахитовым камином и пилястрами Большого Кремлевского дворца в Москве. 1851 год - триумфальный парад русского малахита на первой Всемирной выставке в Лондоне.  Удивлению иностранцев, привыкших считать малахит драгоценностью и увидевших двери русского павильона, целиком облицованные этим камнем, не было предела. Люди просто отказывались верить в то, что их драгоценное колечко и огромные двери сделаны из одного и того же материала. И хотя малахит не сравнить по цене с драгоценными камнями первого класса, всё же его большой кусок стоил примерно столько же, сколько и маленький алмаз. Поэтому иметь изделия из малахита, означало примерно то же, что и иметь бриллианты.





Академик Александр Евгеньевич Ферсман говорил, что малахит может по праву называться русским камнем, так как только в России были открыты те гигантские месторождения, которые прославили его на весь мир.

Но даже огромные уральские залежи малахита начали постепенно истощаться. В 1853 году закрылась Петербургская Малахитовая фабрика Демидовых. Многие рудники на Урале были заброшены. Производство изделий из малахита хотя и существовало, но уже в несравнимо меньших объёмах. В годы Первой Мировой экспорт российского малахита в Европу был практически прекращен. Разумеется, цены на него на мировом рынке резко пошли вверх.
Освобожденную Россией нишу занял малахит из Северной Америки, Австралии, Африки.














 


Tags: зеленый, ювелирные камни
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Тропический стиль

    Пока в Средней полосе держится жара, поговорим о 🌺ТРОПИЧЕСКОМ СТИЛЕ🌺 Тропический стиль широк, это может быть и Юго — Восточная Азия, и Африка, и…

  • Теория линий на примере софт драматика

    Сегодня посмотрим разную одежду на девушке -софт драматике ближе к драме. Первый коллаж показывает привычную стилевую трактовку софт драмы, и мы…

  • Кто такие «драмромантики»

    Студенты моих стилевых курсов за последние полтора года и слушатели вебинаров уже сталкивались с термином «драмромантик», в статьях и…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Recent Posts from This Community

  • Тропический стиль

    Пока в Средней полосе держится жара, поговорим о 🌺ТРОПИЧЕСКОМ СТИЛЕ🌺 Тропический стиль широк, это может быть и Юго — Восточная Азия, и Африка, и…

  • Теория линий на примере софт драматика

    Сегодня посмотрим разную одежду на девушке -софт драматике ближе к драме. Первый коллаж показывает привычную стилевую трактовку софт драмы, и мы…

  • Кто такие «драмромантики»

    Студенты моих стилевых курсов за последние полтора года и слушатели вебинаров уже сталкивались с термином «драмромантик», в статьях и…